Найти в Дзене

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМУЛА ГЕРОНА - или об истории одного открытия

Оглавление

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

Борис Пастернак

Всем, кто не спал в школе на уроках математики, знакома по 9-ому классу формула Герона для измерения площади треугольника по длинам его сторон.

где, p - полупериметр, т.е. p=(a+b+c)/2

Формула достаточно большая, громоздкая, но ОЧЕНЬ полезная в силу своей универсальности. У наиболее пытливых умов к старшим классам может возникнуть соблазн обобщить эту формулу на случай пространства - т.е. найти объем тетраэдра (треугольной пирамиды) по длинам его 6 ребер.

-2

И тут эти пытливые умы ждет как правило жесткий облом. Ни в школьных учебниках, ни в стандартных вузовских ничего особо про это нет. Конечно, на самом деле высшая математика справилась с этой задачей при помощи ОПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ - и об этом расскажу в конце. Но так, вот чтобы была школьная формула со школьным ее доказательством... Вот тут облом.

Вехи в решении данной проблемы

-3

1.Формула Герона (I-II в до н.э.)

Вывел свою формулу для треугольника можно сказать в таком виде (без полупериметров и квадратных корней)

-4

Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину

-5

2.Николо Тарталья (XVI в)

выводил формулу объема тетраэдра по длинам ребер геометрически не в самом общем виде, но существенно продвинулся

-6

Николо Тарталья - средневековый математик, был шутом при дворах европейской знати, решающим головоломки для развлечения богачей. Тарталья его прозвали за картавость. При этом это один из величайших математиков в истории, именно ему в частности удалось впервые в мире вывести формулы для решения алгебраических уравнений 3-ьей степени, которые у него украл прохиндей Кардано. И теперь они носят название "формулы Кардано"

3.Леонард Эйлер (XVIII век)

выводил формулу объема тетраэдра по длинам ребер геометрически в общем виде, но алгебраической записи не осталось

-7

Леонард Эйлер крупнейший математик XVIII века, считается одним из величайших математиков в истории. Более половины своей жизни проработал в Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге

4.Определитель матрицы Грамма (XIX век)

выводил формулу объема тетраэдра по длинам ребер алгебраически в общем виде с использованием определителей (высшая математика)

-8

Датский математик. Основные направления исследований — математическая статистика, теория чисел и линейная алгебра. А вот она его матрица:

-9

Если раскрыть этот определитель под корнем - компонентами которого являются скалярные произведения векторов (x,y)=|x|*|y|*cos(x,y) - можно получить общую громоздкую алгебраическую формулу

5.Бескодаров Александр, автор статьи (2004 год)

выводил формулу объема тетраэдра по длинам ребер геометрически + алгебраически в общем виде школьными методами (элементарная математика)

-10

Считаю главной своей заслугой в данном вопросе не столько факт создания формулы, сколько метод ее выведения ПО ШКОЛЬНОМУ (я тогда учился в школе), а также вид этой формулы, удобный для использования - вот она:

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

-11

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Мне удалось найти форму, в которой формулу ДАЖЕ МОЖНО ЗАПОМНИТЬ! Потому что все сводится к пониманию, какие ребра в тетраэдре являются скрещивающимися, а какие лежащими в одной плоскости
Подробности доказательства Вы сможете узнать на моих уроках)

6. Формулы Кэли — Менгера

Дальнейшие обобщения формулы Герона на N-мерный случай также имеются в математической науке и называются формулы Кэли — Менгера. Формула использует определитель, построенный из квадратов длин рёбер

-12

А вот так это выглядит в раскрытом виде

-13
-14

Ну что - слабо запомнить?))) Мне мой вариант нравится больше ;)

Хотя разумеется никто не умаляет важность вычисления объема n-мерного тетраэдра (N мерного симплекса как его еще называют) по формулам Кэли — Менгера

-15

Заключение

Такой простой, казалось бы вопрос

- измерить кусок пространства, замкнутый между 4-мя точками зная только расстояния между этими точками.

Так вот эту задачу я решил, причем методами школьной математики. Впоследствии оказалось, что эту задачу возможно решить чуть легче через высшую математику. Но откуда ее знать школьнику?

Поиск решения был похож на чудо: 3 дня в голове формировалась ключевая идея - затем была выписана формула длинной в целый лист А4, а потом 10 часов преобразований не отрываясь на много-много листов А4. Я 10 часов искал способы ее упросить, не прерываясь. И через 10 часов у меня на столе лежала магия - волшебное заклинание, короткое и красивое, дающее мне власть над пространством.

На тот момент в этой Вселенной это заклинание знал только я один. И способ его получить, новый способ - тоже знал только я. С тех пор моя жизнь никогда больше не была прежней. Я поверил в силу и магию науки. Я поверил в чудо, которое может совершить ученый - в принципиальную возможность создать абсолютно любую технологию, которую человек только способен себе представить.

Античные ученые говорили

- “Человек мечтает лишь о том, что может осуществить”.

Впоследствии я получил великолепное математическое образование, я бы сказал уникальное. Я преподавал в сильнейших московских математических школах детям - будущим гениям. И освоил в совершенстве все современные языки программирования.

Но то открытие из самого начала юности, та яркая звездочка в виде объема произвольного тетраэдра - освещала мой путь всегда и никогда не давала забыть, что границ нет - и все возможно.

Я осознал, что наука, она не только в древних книгах и заумных научных статьях. А вот она - у нас в руках, в нашей власти. И каждый из нас, КАЖДЫЙ - даже не имея никаких научных званий, напыщенного вида и трехслойных очков - может внести свой вклад, вписать свою строчку в развитие человеческой цивилизации. Какова же будет Ваша строчка?...

Вы можете поддержать автора тут

____________________________________________________________________________________

Привет! Меня зовут Александр Бескодаров, я математик, программист, учитель по призванию.

-16

Как математик обладаю бесценным опытом преподавания в одной из 5-и сильнейших математических школ Москвы - 179-ой.

Как программист являюсь действующим разработчиком, руководителем разработки образовательной системы PANGEYA с элементами Искусственного Интеллекта.

В своей работе использую уникальную методику преподавания "ВСЕ В ЗАДАЧАХ", которая стимулирует ученика самого изобрести изучаемую область знаний с целью 100% усвоения информации. То, что человек сам придумал - он никогда не забудет и будет понимать до конца.

1.Заходите на мой сайт https://beskodarov.xyz

2.Записывайтесь на мои уроки через Telegram: https://t.me/beskodarovAV

3.Или по номеру телефона +7 977 145 47 27 (Whatsapp,Telegram)

4.Подписывайтесь на мой телеграмм канал, чтобы быть в курсе новых интересных фактов по математике и программированию https://t.me/superteachertg

5.Читайте отзывы обо мне на сайте profi.ru