Найти в Дзене
EnMørk

Играть или не играть, вот в чём вопрос. Шахматы, Дания и Гамлет

Вероятно, вы обратили внимание в последнее время на новость, что Талибан запретил в Афганистане игру в шахматы, как богомерзкую, от имени Министерства поощрения добродетели и предотвращения порока. Харам! To play, or not to play Chess, that's the Question – вот так теперь должен звучать гамлетовский вопрос в его солилоквии, Речи к себе. – Но при чём тут Гамлет, принц Датский? – спросите вы, но нет, шахматы и принц Датский связаны, и весьма близко, а что же пока делать федерации шахмат в Афганистане? Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. Но, так с дивана дома говорить прекрасно, а когда вокруг тебя те, кто ещё не определился и ждёт чего-то, а пока что готовы за шахматы тебя публично порицать и убить, или сбросить с горы, то да, в руки доску в здравом уме не возьмёте. Ну разве что в подвале, пока никто не видит. Чего ждут? Того, что религиозны

Вероятно, вы обратили внимание в последнее время на новость, что Талибан запретил в Афганистане игру в шахматы, как богомерзкую, от имени Министерства поощрения добродетели и предотвращения порока. Харам!

в Хельсингёре
в Хельсингёре

To play, or not to play Chess, that's the Question – вот так теперь должен звучать гамлетовский вопрос в его солилоквии, Речи к себе. – Но при чём тут Гамлет, принц Датский? – спросите вы, но нет, шахматы и принц Датский связаны, и весьма близко, а что же пока делать федерации шахмат в Афганистане?

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Но, так с дивана дома говорить прекрасно, а когда вокруг тебя те, кто ещё не определился и ждёт чего-то, а пока что готовы за шахматы тебя публично порицать и убить, или сбросить с горы, то да, в руки доску в здравом уме не возьмёте. Ну разве что в подвале, пока никто не видит.

Чего ждут? Того, что религиозные вопросы получат "подходящих ответов" в вопросе азарта и ставок, что связаны с шахматами (по мнению Талибана), а они в исламе запрещены (вот ведь верная мысль, но доведённая до высшей точки абсурда). А пока что, Вы ещё играете в шахматы? Тогда мы идём к вам!

Интересно ещё то, что за последний год в Афганистане не прошло ни одного мероприятия, и местная федерация шахмат обратилась к государству с просьбой выдать немного денег на это, моментально получив вместо ответа тотальный бан. Это когда приходишь к руководству за повышением, а оно такое – О, он ещё жив? Казнить! В смысле уволить!

Но если вы думаете, что христианская ветвь не запрещала шахматы, то будете удивлены – запрещала, единственно, что так давно, что сравнивая это с сегодняшними действиями Талибана – это реально осознать, что они окунулись в дремучее средневековье.

Да, тамплиеры запретили у себя шахматы, а в Новгороде их приравнивали к скачкам и "извергали" из сана за них. Ну а Sir Jerome Horsey, английский дипломат при дворе Ивана IV, уверял, что грозный царь умер за игрой в шахматы...

Так быть или не быть шахматам? В Хельсингёре, что в русском переводе с английского встречается как Эльсинор, стоит Кронборг, замок, известный двумя принцами Датскими, что был королевской резиденцией, потом заброшен и сдан военным, да превращён в тюрьму. Да что там замок, вся Дания – тюрьма! Да ладно, Дания – весь шар земной – тюрьма, куда в с него денетесь?

Принц Датский первый – Гамлет, или Амлет, был описан ещё Саксоном Грамматиком про времена где-то до IX века. Там Амлет в той же ситуации убил примерно всех, сжёг замок вместе дядей и был убит в сражении, всё строго с законами жанра – пьеса не закончена, если некоторые герои ещё живы. Эльсинор только через пару сотен лет после публикации пьесы принял в своих стенах первую постановку в исполнении гарнизона и теперь это делают постоянно в историческом окружении.

Гамлет в Хельсингёре
Гамлет в Хельсингёре

Второй – херр Хольгер, он же Ожье Датчанин, герой французского эпоса, что по странному стечению обстоятельств превратился в основателя Датского государства, а спит он по легенде — в Эшьсиноре, до тех пор, пока Дании не будет угрожать "смертельная опасность".

Ожье Датчанин сроду не был трусом.
Вовеки мир бойца не видел лучше…
Хельсингёр
Хельсингёр

Когда Хольгер-Ожье возвращается из сарацинского плена, он обнаруживает своего сына при королевском дворе пажом. Там его сын Бодуэн и старший сын Императора играют в шахматы, имперский принц проигрывает и от обиды бьёт Бодуэна шахматной доской по голове, проламывая голову:

Бастард, заносчив ты весьма,
Коварен, низок и самодоволен;
Ожье, отец твой – на службе у моего отца,
За злато мира он не будет волен
Сопротивляться, коли ему убить тебя прикажут
Отсечь тебе и руки, ноги, и сжечь в огне, и утопить в болоте!
Ударил Бодуэна, взяв доску шахмат тут;
Глава его раскрылась и выпал мозг и вот те!
Мёртвым...
Упал на мрамор тот...
Хольгер-Датчанин
Хольгер-Датчанин

Хольгер требует сатисфакции, но Император идёт в отказ, начинается вражда, и месть, скитания и заточенье, свобода, возвращение, примирение и вновь безуспешная попытка поквитаться, убив сына Императора.

Кажется, именно из-за этой легенды Орден Тамплиеров запретил шахматы... А Хольгера Датчанина в сагах свели с феей Морганой, усыпили, оживили, ещё раз по кругу, и, наконец, снова погрузили в сон, в котором будет спать он вечно, пока над Данией угроза не нависнет.

Играть или не играть, вот в чём вопрос...

============

Больше статей про путешествия здесь.

Подписывайтесь на канал – зарисовки выходят каждый день.

Ставьте лайк, если понравилось