Вы не попадали в аварию, не нарушали, не садились пьяным за руль - просто сходили на медосмотр и вдруг лишились прав. Как так?
Скоро, возможно, уже с 2026 года - вождение автомобиля станет не только вопросом правил и ПДД, но и… диагноза. И не только того, который вы знали.
На заседании думского комитета по транспорту 13 мая прозвучала новость, которую многие автовладельцы просто не заметили....а зря, потому что речь идёт о тихой революции: ГИБДД получит право аннулировать уже выданные водительские удостоверения, если по медицинским данным человек признан негодным к управлению.
Что именно хотят изменить
Сейчас каждый водитель обязан раз в 10 лет проходить медкомиссию для продления прав. Казалось бы, логично: если за рулём человек, он априори считается здоровым. Но в МВД решили иначе.
За 10 лет можно не только поменять машину, но и заработать хроническое заболевание, — объясняют инициаторы реформы.
— Некоторые из них несовместимы с безопасным вождением.
Решение: аннулировать права досрочно, если у водителя выявлены противопоказания по здоровью. И не важно, где именно это случилось — при диспансеризации, в частной клинике, на приёме у терапевта или невролога.
То есть вы пришли провериться «на всякий случай», а система уже поставила вас на карандаш.
Как это будет работать на практике
- Врач выявил признаки болезни, при которой нельзя водить (например, эпилепсия, шизофрения, тяжёлые формы гипертонии, диабета, серьёзные неврологические патологии и пр.).
- Вас отправляют на внеочередную проверку.
- Если диагноз подтверждается, информация попадает в базу Минздрава, а оттуда — в ГИБДД.
- Права аннулируются автоматически.
Даже если вы не явитесь на назначенное освидетельствование — всё равно лишитесь удостоверения и обжаловать это будет сложно.
Впрочем, не всё так жестко. Водителю дадут три месяца на переосвидетельствование, и в этот период он сможет ездить на автомобиле. Но есть нюанс: пройти проверку можно только в лицензированной клинике, включённой в систему Минздрава.
Если диагноз не подтвердится — права вернутся. Если же болезнь подтвердится, но её можно вылечить — после курса лечения можно будет восстановить удостоверение.
А вот если проигнорировать запрет и сесть за руль — тогда уже ждёт штраф от 5000 до 15 000 рублей по статье 12.7 КоАП, плюс эвакуация машины на штрафстоянку.
Что ещё меняется: медсправки в цифре
Процесс упростят и технически. Бумажные медицинские справки уйдут в прошлое: теперь все данные о прохождении водительских комиссий будут автоматически попадать в электронную систему Минздрава.
Это означает, что:
- в ГАИ ничего не нужно будет носить;
- сотрудник ГИБДД сможет сам проверить по планшету, годны ли вы к вождению;
- никаких диагнозов в полицию передавать не будут — только «годен/не годен».
Какие болезни могут стать причиной лишения прав?
- эпилепсия,
- серьёзные психические расстройства (шизофрения, биполярное расстройство и др.),
- слепота на один или оба глаза,
- тяжёлая гипертония с риском потери сознания,
- сахарный диабет с риском гипогликемии,
- алкоголизм и наркомания в активной фазе.
Но раньше государство не особо вмешивалось. Права отбирали только по решению суда, либо при медицинском заключении, инициированном полицией, а теперь контроль будет проактивным - через данные Минздрава, без суда и без вашего участия.
А если я против?
Новая схема вызывает много вопросов. Например:
- А если диагноз поставлен ошибочно?
- Кто и как будет защищать права водителя в случае конфликта между врачом и пациентом?
- Можно ли будет обжаловать решение ГИБДД?
- Не превратится ли это в инструмент давления, например, на таксистов или водителей с коммерческими правами?
Ответы пока расплывчаты. Известно только одно: новые правила хотят ввести с 1 марта 2026 года, и уже сейчас идёт работа над поправками в два закона — «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных».
Автоюристы советуют не паниковать, но внимательно следить за медицинским статусом, особенно если у вас есть хронические заболевания.
Личное мнение
С одной стороны — идея логичная. Опасно, если за рулём человек, который может потерять сознание прямо на трассе. Или у него приступ, галлюцинации, внезапное ухудшение зрения.
Но с другой стороны — мы опять получаем систему, где человек узнаёт о лишении прав постфактум, через уведомление. А иногда — и вовсе случайно.
Нам обещают, что диагнозы не будут передаваться в полицию. Только решение «можно или нельзя». Но достаточно ли этого, чтобы избежать злоупотреблений? Или под видом заботы о безопасности на дорогах нас ждёт ещё один контрольный механизм?
Что делать сейчас?
- Если вы проходите диспансеризацию, уточняйте, вносится ли информация в базу Минздрава.
- Если у вас хроническое заболевание, проконсультируйтесь с автоюристом или врачом по поводу его влияния на возможность вождения.
- Помните, что права можно будет восстановить, если пройти лечение или подтвердить, что диагноз был поставлен ошибочно.
Наша команда DSS Group подготовила для вас чек-лист "7 главных пунктов на которые стоит обратить внимание при выборе автомобиля", который поможет выявить все нюансы при выборе автомобиля на вторичном рынке! Мы рассказали о том, на что обращать внимание при оценке состояния кузова; как проверить пробег на подлинность, как проверить юридическую чистоту автомобиля
Чтобы получить доступ - просто НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.
Для всех читателей нашего канала на Дзене мы проводим бесплатную консультацию.
Если вы заинтересованы в покупке автомобиля на вторичном рынке и хотите узнать, с какого бюджета можно искать интересующую вас модель; на какие "болячки" стоит обращать особое внимание; что лучше всего купить в определенном бюджете (например, до 900.000 рублей) - оставьте заявку на сайте или переходите в наш ТГ-канал (контакты для связи в шапке профиля). Специалист свяжется в удобное для вас время.
А как вы считаете: в ГИБДД придумали хорошую меру, рассчитанную на повышение безопасности на дорогах или коррупционной бюрократии тут будет больше, чем здравого смысла? Делитесь ответами в комментариях!