Найти в Дзене

Сходил на медкомиссию - стал пешеходом. В ГИБДД с 2026 хотят отсеивать водителей старше 60 лет: лишать прав начнут за проблемы со здоровьем

Оглавление

Вы не попадали в аварию, не нарушали, не садились пьяным за руль - просто сходили на медосмотр и вдруг лишились прав. Как так?

Скоро, возможно, уже с 2026 года - вождение автомобиля станет не только вопросом правил и ПДД, но и… диагноза. И не только того, который вы знали.

На заседании думского комитета по транспорту 13 мая прозвучала новость, которую многие автовладельцы просто не заметили....а зря, потому что речь идёт о тихой революции: ГИБДД получит право аннулировать уже выданные водительские удостоверения, если по медицинским данным человек признан негодным к управлению.

Что именно хотят изменить

Сейчас каждый водитель обязан раз в 10 лет проходить медкомиссию для продления прав. Казалось бы, логично: если за рулём человек, он априори считается здоровым. Но в МВД решили иначе.

За 10 лет можно не только поменять машину, но и заработать хроническое заболевание, — объясняют инициаторы реформы.

— Некоторые из них несовместимы с безопасным вождением.

Решение: аннулировать права досрочно, если у водителя выявлены противопоказания по здоровью. И не важно, где именно это случилось — при диспансеризации, в частной клинике, на приёме у терапевта или невролога.

То есть вы пришли провериться «на всякий случай», а система уже поставила вас на карандаш.

Как это будет работать на практике

  1. Врач выявил признаки болезни, при которой нельзя водить (например, эпилепсия, шизофрения, тяжёлые формы гипертонии, диабета, серьёзные неврологические патологии и пр.).
  2. Вас отправляют на внеочередную проверку.
  3. Если диагноз подтверждается, информация попадает в базу Минздрава, а оттуда — в ГИБДД.
  4. Права аннулируются автоматически.

Даже если вы не явитесь на назначенное освидетельствование — всё равно лишитесь удостоверения и обжаловать это будет сложно.

Впрочем, не всё так жестко. Водителю дадут три месяца на переосвидетельствование, и в этот период он сможет ездить на автомобиле. Но есть нюанс: пройти проверку можно только в лицензированной клинике, включённой в систему Минздрава.

Если диагноз не подтвердится — права вернутся. Если же болезнь подтвердится, но её можно вылечить — после курса лечения можно будет восстановить удостоверение.

А вот если проигнорировать запрет и сесть за руль — тогда уже ждёт штраф от 5000 до 15 000 рублей по статье 12.7 КоАП, плюс эвакуация машины на штрафстоянку.

Что ещё меняется: медсправки в цифре

Процесс упростят и технически. Бумажные медицинские справки уйдут в прошлое: теперь все данные о прохождении водительских комиссий будут автоматически попадать в электронную систему Минздрава.

Это означает, что:

  • в ГАИ ничего не нужно будет носить;
  • сотрудник ГИБДД сможет сам проверить по планшету, годны ли вы к вождению;
  • никаких диагнозов в полицию передавать не будут — только «годен/не годен».

Какие болезни могут стать причиной лишения прав?

  • эпилепсия,
  • серьёзные психические расстройства (шизофрения, биполярное расстройство и др.),
  • слепота на один или оба глаза,
  • тяжёлая гипертония с риском потери сознания,
  • сахарный диабет с риском гипогликемии,
  • алкоголизм и наркомания в активной фазе.

Но раньше государство не особо вмешивалось. Права отбирали только по решению суда, либо при медицинском заключении, инициированном полицией, а теперь контроль будет проактивным - через данные Минздрава, без суда и без вашего участия.

А если я против?

Новая схема вызывает много вопросов. Например:

  • А если диагноз поставлен ошибочно?
  • Кто и как будет защищать права водителя в случае конфликта между врачом и пациентом?
  • Можно ли будет обжаловать решение ГИБДД?
  • Не превратится ли это в инструмент давления, например, на таксистов или водителей с коммерческими правами?

Ответы пока расплывчаты. Известно только одно: новые правила хотят ввести с 1 марта 2026 года, и уже сейчас идёт работа над поправками в два закона — «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных».

Автоюристы советуют не паниковать, но внимательно следить за медицинским статусом, особенно если у вас есть хронические заболевания.

Личное мнение

С одной стороны — идея логичная. Опасно, если за рулём человек, который может потерять сознание прямо на трассе. Или у него приступ, галлюцинации, внезапное ухудшение зрения.

Но с другой стороны — мы опять получаем систему, где человек узнаёт о лишении прав постфактум, через уведомление. А иногда — и вовсе случайно.

Нам обещают, что диагнозы не будут передаваться в полицию. Только решение «можно или нельзя». Но достаточно ли этого, чтобы избежать злоупотреблений? Или под видом заботы о безопасности на дорогах нас ждёт ещё один контрольный механизм?

Что делать сейчас?

  1. Если вы проходите диспансеризацию, уточняйте, вносится ли информация в базу Минздрава.
  2. Если у вас хроническое заболевание, проконсультируйтесь с автоюристом или врачом по поводу его влияния на возможность вождения.
  3. Помните, что права можно будет восстановить, если пройти лечение или подтвердить, что диагноз был поставлен ошибочно.

Наша команда DSS Group подготовила для вас чек-лист "7 главных пунктов на которые стоит обратить внимание при выборе автомобиля", который поможет выявить все нюансы при выборе автомобиля на вторичном рынке! Мы рассказали о том, на что обращать внимание при оценке состояния кузова; как проверить пробег на подлинность, как проверить юридическую чистоту автомобиля

Чтобы получить доступ - просто НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.

-2

Для всех читателей нашего канала на Дзене мы проводим бесплатную консультацию.

Если вы заинтересованы в покупке автомобиля на вторичном рынке и хотите узнать, с какого бюджета можно искать интересующую вас модель; на какие "болячки" стоит обращать особое внимание; что лучше всего купить в определенном бюджете (например, до 900.000 рублей) - оставьте заявку на сайте или переходите в наш ТГ-канал (контакты для связи в шапке профиля). Специалист свяжется в удобное для вас время.

А как вы считаете: в ГИБДД придумали хорошую меру, рассчитанную на повышение безопасности на дорогах или коррупционной бюрократии тут будет больше, чем здравого смысла? Делитесь ответами в комментариях!