Найти в Дзене
AutoView

Он опередил время, но никто этого не заметил. История FIAT Multipla - автомобиля, который был слишком умным для своего века

Оглавление

Он действительно был лучшим в своём классе по удобству и повседневной практичности. Он явно опережал своё время в плане дизайна. Но общественность отвернулась. Всё это очень похоже на ситуацию, когда первоклассник впервые смотрит "Солярис" или картины Сальвадора Дали - вроде видит, но не понимает. И вот тут возникает вопрос: а действительно ли FIAT Multipla был таким уж великим неудачником? Я решил взглянуть на машину, о которой до сих пор не утихают споры. Итак, кто он - этот самый Multipla?

FIAT Multipla
FIAT Multipla

Вы точно его знаете. Второе поколение компактвэна FIAT Multipla, которое увидело свет в 1998 году, стабильно возглавляет всевозможные списки "самых уродливых автомобилей всех времён". Чаще, конечно, лидерство в этом сомнительном зачёте отдаётся южнокорейскому минивэну SsangYong Rodius. В рейтингах они стоят рядом - разделяет их всего одна строчка. Но между этими двумя автомобилями - пропасть. Возможно, Rodius действительно выглядит так, будто его создали в бессонную ночь в приступе творческой горячки (простите, если меня читает админ фан-клуба SsangYong). Но Multipla - это совсем другой разговор. Это, может быть, и самый недооценённый автомобиль на стыке веков, а возможно - и один из самых недооценённых за всю историю автопрома. Там, где большинство видит только необычную "физиономию" и откровенно нестандартную фигуру, на самом деле скрывается поразительно продуманная компоновка, невероятное удобство и, что важнее всего, честный, эстетически выверенный подход к понятию идеального компактного MPV.

Мир отверг "Мультиплу", но не потому, что она была плоха. А потому что попросту не понял, с чем столкнулся.

Чем же она была хороша?

Повторим это ещё раз, даже если это прозвучит слишком самоуверенно. С нашей точки зрения FIAT Multipla - это просто лучший европейский компактвэн (в сегменте C-MPV) времён расцвета "однообъёмников". Да, родоначальником этого класса принято считать Renault Scenic.

Renault Scenic
Renault Scenic

Но давайте посмотрим правде в глаза: кроме высокой крыши и некоторой гибкости салона, Scenic практически ничем не отличался от своего донора - "Мегана". Даже по числу посадочных мест. А вот Multipla, как и модели Bravo/Brava, использующая тележку FIAT C1, заходила на рынок сразу с козырей. В её салоне было шесть индивидуальных кресел - по три в каждом ряду. Причём не просто так, а с умом: за счёт вертикальной посадки, высокой крыши и весьма широкой колеи в салоне был просто неприличный запас пространства как над головой, так и в ногах. И это не магия - просто инженеры FIAT взяли ширину от полноразмерных минивэнов, вроде Ford Galaxy или Peugeot 806. Вот откуда появилось место для трёх кресел в ряд и "лишние" кубометры полезного объёма.

-3

А дальше - больше. Салон легко трансформировался. Под капотом - проверенный дизель 1.9 JTD, который был и надёжен, и экономичен. Плавность хода? Прекрасная. Безопасность? Вполне достойная для конца 90-х. Да, качество отделочных материалов не поражало, да и сборка была... ну, фиатовская, то есть со своими нюансами. Но даже с учётом этого у "Мультиплы" был всё необходимое, чтобы стать мировым бестселлером.

-4

Но, как говорится, не сложилось...

А как выглядел?

На протяжении всей своей жизни Multipla обладала способностью производить сильное впечатление - иногда даже слишком. Нет, речь, конечно, не о физическом воздействии. Просто её формы, изгибы, линии оставляли у зрителя весьма устойчивые эмоции. Чаще всего - недоумение. Но давайте посмотрим на всё это с другой стороны: ведь изначально Multipla могла быть ещё более радикальной!

-5

Обратите внимание на фары дальнего света - они расположены не просто высоко, а над капотом, практически у основания лобового стекла. В FIAT изначально хотели туда же "вкрутить" и ближний свет. Но выяснилось, что он слишком бликует от капота, и идею пришлось отбросить. А ведь это ещё не всё. В какой-то момент в компании серьёзно обсуждали вариант посадить водителя в центр салона, почти как в легендарном McLaren F1. Макет даже сделали! Не сложилось, но сам подход говорит о смелости.

Над дизайном работал Роберто Джиолито. Он сам называл визуальную концепцию "кафетерием": сидишь внутри как за стеклянным столиком и наблюдаешь мир сквозь гигантские окна. Поясная линия корпуса максимально занижена, а верхняя часть буквально залита светом. Заднюю оптику дизайнеры с любовью прозвали "континентальным завтраком" - элементы задних фонарей напоминали им... яичницу с беконом и сосисками.

-6

Иногда публика бывает готова к чему-то необычному - вспомним хотя бы успех того же Nissan Juke. Но тогда, в 1998-м, мир оказался не готов к итальянской "забегаловке" на колёсах. Она была слишком яркой, слишком вызывающей. И, главное, слишком ранней.

Что о нём писали?

"Да, FIAT пожертвовал стилем во имя функциональности. Эта сферическая форма кузова, выпученные фары, непривычные пропорции... Сейчас Multipla бы разорвали в комментариях. Но скучным этот автомобиль точно назвать нельзя".

Top Gear

"Детям Multipla, как правило, нравится. Взрослые - чаще всего морщатся. Но если смириться с её внешним видом, в остальном вы получите умную и весьма надёжную машину".

AutoBild

"Multipla шире большинства своих конкурентов, но при этом довольно короткая, что облегчает парковку. А маневрировать помогают двухсекционные зеркала: верхняя часть - обычная с электроприводом, нижняя - постоянно показывает бордюр. Огромное лобовое стекло установлено низко, обеспечивая великолепный обзор вперёд. По городу Multipla движется легко и уверенно".

Car

"Огромные окна создают ощущение лёгкости, а пассажиры наслаждаются панорамными видами во время поездки. Высокие двери делают посадку и высадку особенно удобными".

Авторевю

Самая главная фишка

Компоновка салона у "Мультиплы" - отдельный повод для восхищения. Продуманность решений порой поражает даже сильнее, чем внешний вид. Например, центральное переднее кресло слегка смещено назад относительно двух соседних. Чтобы водитель не толкался плечом с пассажиром - мелочь, а как приятно! А кресла второго ряда не просто складывались: из них можно было собрать столик, или же полностью вынуть из салона - по одному, без лишних усилий.

Пол в задней части абсолютно ровный, без тоннелей и выступов. А если освободить второй ряд, в распоряжении владельца оказывался багажник объёмом 1400 литров. И всё это - в машине длиной всего 4,08 метра. По меркам сегмента - просто фантастика.

-8

Сколько стоила?

И вот здесь - ещё один сильный козырь. Цена у "Мультиплы" была более чем разумной. Шестиместный FIAT оказался дешевле не только Renault Scenic, но и Volkswagen Touran. Причём и Scenic, и Touran предлагались только с пятью местами. Доплата по сравнению с обычным хэтчбеком FIAT Stilo составляла всего около 1000 евро. По меркам того времени - почти символическая сумма.

Почему всё-таки не получилось?

Можно было бы ограничиться банальностью: мол, быть первым всегда трудно. Можно сослаться на неудачу, случайность или "не ту" эпоху. Но, возможно, дело не в провале, а в восприятии? Так уж ли всё плохо сложилось у "Мультиплы"?

-9

На старте проекта FIAT планировал выпускать порядка 40 тысяч машин в год - при этом модель должна была выйти в плюс. С 1998 по 2010 год было продано около 400 тысяч экземпляров, не считая версий, выпускавшихся по лицензии в Китае. То есть - почти ровно столько, сколько и рассчитывали.

Да, если сравнивать с триумфом Renault Scenic, который только в первом поколении разошёлся по миру тиражом 2,8 миллиона штук, цифры выглядят скромно. Но разве успех обязательно должен быть массовым? Если абстрагироваться от дурацких списков самых некрасивых автомобилей мира - а относиться к ним всерьёз попросту несерьёзно - перед нами оказывается не провал, а уверенный, пусть и нишевый, успех.

Есть ли у него шанс стать классикой?

Очень на это надеемся. Особенно это касается самой смелой, дорестайлинговой версии, выпускавшейся с 1998 по 2004 год. Потому что рестайлинг, хоть и сделал Multipla более привычной на вид, практически уничтожил весь авангард, ради которого её и полюбили те немногие, кто понял.

FIAT Multipla рестайлинг
FIAT Multipla рестайлинг

Печально видеть, как производитель отказывается от собственной идеи только потому, что кто-то в интернете назвал её "слишком странной". А ещё печальнее то, что после этой неуверенной коррекции курс был и вовсе свёрнут. Прямого наследника у Multipla не появилось. Вместо неё пришёл FIAT 500L - автомобиль, про который забыли ещё до того, как он успел состариться.

А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новостей, интересных фактов и знать истории автомобилей былых времен, обязательно рекомендую подписаться на мой канал.