Детский дом - страшное место, особенно когда ты там работаешь. Неважно, какие там условия и сотрудники. Это просто место, где сконцентрированы изувеченные детские судьбы.
Я работаю секретарем директора. Через мои руки проходит вся документация. Я детей больше знаю по бумажкам, стараюсь не привязываться, наблюдать издалека и делать все, что в моих силах. А основное, что можно сделать, — улучшить условия проживания в детдоме или подыскать приемную семью, а еще ребенка не отдать в руки плохим людям, охочим до выгоды. Вот именно о последнем пункте моя история.
Знаю я все нижеследующее благодаря нашему музею, хранитель которого восстанавливал все истории по кусочкам от очевидцев, из газет, архивов, записей и прочее. Наш детский дом существует уже давно. Открыли его сразу после второй мировой войны, когда беспризорниками и сиротами были заполонены все улицы, Тогда и порядки приема детей в семьи были немного другие, строгие, разумеется, но все равно не настолько, насколько сейчас. А забирали многих. Во-первых, на фоне войны здоровье многих женщин было подорвано, и они просто-напросто не могли иметь детей. Во-вторых, мужчин не было, сколькие погибли! Одинокие женщины брали детей и растили. В-третьих, понятно, просто желание помочь. Но были и те, кто пытался на этом нажиться, заработать...
Кое-где стали появляться называемые в народе рабовладельцы. Они забирали детей из детдомов под опеку (потому что при усыновлении прекращали платить пособия) и заставляли на себя работать. Работы были самые разные: от сельскохозяйственных вплоть до попрошайничества и сексуальных услуг. Проверки со стороны государства, конечно, были предусмотрены, чтобы отследить качество содержания детей, но все это чаще всего было лишь формальностью. Детские дома были так переполнены, что любая возможность сплавить куда-то малышню, воспринималась как удача. Да и в самих детских домах порой такая жуть творилась, что неизвестно, что лучше.
В общем, погружаться в эту тему можно еще очень долго. Мой рассказ о нашем детдоме и об одном его потрясающем сотруднике, о котором до сих пор рассказывают легенды и чьи фотографии почетно висят в музее нашего учреждения. Работника этого звали Тяпа.
Тяпа — большой серо-белый щетинистый пес со скверным характером, чуть что - сразу лаял, бросался и кусался. Жилистые худые ноги, массивное туловище, оттяпанный когда-то хвост (потому, собственно, он и Тяпа), шерсть жесткая, торчащая в разные стороны, полустоячие уши, черные сверкающие круглые глаза, короче, стандартный дворовый барбос. Тяпа долго ошивался по ту сторону забора и приглядывался к сторожу. Тот предпринял пару попыток подружиться, но ответом были лишь рычание и жуткий оскал. Даже думали, пес бешеный. Но Тяпа ни на кого не бросался, все к нему постепенно привыкли. Никого ближе, чем на метр не подпускал, а уж касаться себя тем более запрещал. Зима выдалась холодной, Тяпа сильно мерз, даже при условии того, что умело зарывался в снег поглубже. Тогда сторож заманил его колбасой к себе в сени. Тяпа долго не соблазнился но в конце концов сдался и неуверенно зашел. Получил старую драную фуфайку в качестве лежанки и хороший шмат колбасы. Так и стал Тяпа жить вместе со сторожем и служить нашему детдому верой и правдой.
В сех приходящих и приезжающих
Тяпа исправно встречал и внимательным образом обнюхивал. Даже когда от старости он почти ослеп и валился с ног, нес службу с достоинством, в любую погоду шел к воротам вместе со сторожем проверять прибывших.
Дети Тяпу любили, возможно, он им чем-то напоминал их самих. Такой же одинокий и недоверчивый недотрога. Они даже построили ему будку. Тяпа проводил много времени во дворе с ребятами, издали за ними наблюдая, покровительственно глядя на них, будто сверху вниз, и сложив перед собой крест-накрест костлявые лапы (такая фотография есть в музее). Чуть видел чужих, приближавшихся к детям, сразу бежал и поднимал жуткий шум. Брызжа слюной, лаял и не давал проходу, пока не придет известный ему человек сторож или кто-то из работников детдома. В общим, чудесный охранник. Особенно удобно было с ним вместе летом детей на реку зодить купаться. Никто чужой ие подходил.
Однажды пришла женщина и хотела взять под опеку одного из пацанов. Каждый ее визит Тяпа был особенно агрессивен - не давал ей проходу, лаял, ободрал подол пальто, бросался на нее. А когда понял, что мальчика уводят, укусил ее за руку. Но это не помогло. Парня забрали. Директор детского дома даже сделал выговор сторожу и приказал
вышвырнуть Тяпу с территории. Но все его любили, Тяпа продолжал нести службу. А потом выяснилось, что эта женщина как раз была одной из тех самых рабовладельцев. О ней даже в газете писали, что она сгубила около трех десятков детей, морила голодом и заставляла тяжело работать. Когда спохватились, наш воспитанник уже был мертв...
Потом была история с семейной
парой. Пока они оформляли девочку и ходили к нам в детдом, Тяпа изводил их. Прямо бросался, толкал. А однажды чуть не вцепился в пах
будущему отцу. И не зря. Через года три девочку вернули в детский дом. Ее было не узнать - синяки под глазами, бледная, как смерть, истощавшая, трясшаяся от любого шороха. Она почти всегда молчала и была с опущенной головой. Потом пошел слух о том, что этот самый папаша. Такой стыд трудно пережить, в советское время о подобных вещах старались умалчивать. Девочка сбежала и повесилась в лесу. Нашел ее и привел к ней сотрудников детдома именно Тяпа. Потом была третья история. Какой-то мужик оформлял опекунство ради пособий, а детей сажал в подвал. Он сунулся в наше учреждение, но Тяпа снова накинулся на человека, которого счел недостойным или от которого шел запах гнусных и преступных деяний, бог его знает, как он определял подлецов. Больше он не появлялся в нашем детдоме, может, собак боялся. О том мужике тоже потом в газетах писали, и сторож вспомнил, как он приходил, а Тяпа его прогнал, все радовались, что никого этой сволочи не отдали.
С тех пор Тяпу стали привлекать
к оценке будущих приемных родителей и опекунов. Никогда его чуйка не подводила, стал прямо лакмусовой бумажкой. Такой получился рычащий ангел-хранитель в собачьей шкуре.
На этих историях не заканчивается Тяпин героизм. Как-то раз ребят повели в лес за грибами. Вдруг начался страшный ливень. По возвращении в учреждение недосчитались девочки и Тяпы. После окончания бури, которая не стихала несколько часов, отправились на поиски. Нашли по лаю Тяпы. Он ни на минуту от девочки не отходил и даже позволил ей погреться о свою шубку.
Был инцидент с походом на реку. Пацаны играли и резвились в воде. Тяпа в обычной своей позе контролировал происходящее с берега. Вдруг одного из парней толкнули, и его понесло по течению. Тяпа ни секунды не медлил, прыгнул в воду, нагнал паренька и стал вытаскивать. Там уж и помощь подоспела.
Последним героическим поступком Тяпы было обнаружение мины. Поехали в поля на сельхозработы. Спас он человек 20. Все бы подорвались. Такой вот был наш Тяпа.