Ранний роман Джейн Остин "Гордость и предубеждение" вышел в свет не первым по очереди, а лишь спустя 15 лет после его написания - в 1813 году.
На Нетфликсе в этом (2025) году собираются снимать новую его экранизацию - минисериал из 6 эпизодов.
В его преддверии приглашаю Вас поговорить о вечном сражении двух экранизаций: сериала БиБиСи 1995 года с Фёртом и фильма Джо Райта 2005 года.
О чем эта история?
Мисс Элизабет Беннет, одна из пяти дочерей скромного семейства Беннет, живет с родителями в живописной местности. Элизабет любит книги, долгие прогулки, своего отца и старшую сестру Джейн. Ее отец, хоть и дворянин, но не богатый, предпочитает почитать в одиночестве и не сильно любит обременять себя мирскими делами. Мать манерами не отличается, зато практично мечтает выдать всех своих дочерей выгодно замуж.
И вот мечта матери грозит сбыться - в соседнее поместье переезжает молодой, красивый и богатый джентльмен.
Сериал 1995 года против Фильма 2005 года
Последними (на момент) экранизациями истории являются сериал БиБиСи 1995 года и киноверсия 2005 года. Сюжет обеих прочно основан на сюжете романа.
Сериал 1995 года
Режиссер: Саймон Лэнгтон
Мистер Дарси: Колин Фёрт
Мисс Элизабет Беннет: Дженнифер Эль
Сериал за счет хронометража (6 эпизодов, каждый длится около часа) позволяет себе вместить больше "Гордости и предубеждения". Если Вы фанат романа, то Вы дольше будете наблюдать за его героями.
Сериал уважительно относится к первоисточнику, но при этом создатели добавили "жару", которого не было в романе.
Я такой подход называю "фансервис", когда создатели фильмов или сериалов, чтобы порадовать женскую аудиторию снимают сцены любования внешней привлекательностью мужского персонажа.
Как тут не вспомнить, как Колин Ферт занимается разной физической активностью вроде фехтования или разгоряченный прыгает в весьма заросший пруд, а потом с расстегнутой рубахой на мокрое тело идет навстречу мисс Элизабет?
Творение Лэнгтона хорошо сохраняет достоинства литературного первоисточника: ироничность и наблюдательность, с которой описаны персонажи и социальные ситуации, непринужденный тон, довольно насыщенный сюжет и яркость романтических чувств.
А актерский состав хорошо справляется с тем, чтобы рассказать зрителю историю.
Фильм 2005 года
Режиссер: Джо Райт
Мистер Дарси: Мэттью Макфэдиен
Мисс Элизабет Беннет: Кира Найтли
У этого фильма три существенных достоинства.
Во-первых, сценарий.
У создателей была непростая задача уместить многостраничный роман в 2 часа. Я недавно перечитывала книгу и по свежим впечатлениям смогла оценить, насколько титаническим трудом является сценарий Деборы Моггак и Эммы Томпсон и сколь много таланта они вложили. Сценаристам удалось оставить роман на месте, при этом переклеив его под свои нужды так, чтобы не растерять ценности и целостности картины и добавить свое.
Например, сцену, где Элизабет получает письмо с ужасными вестями о побеге сестры. Она то выбегает из комнаты, то забегает обратно. Мистер Дарси то встает, то садится. Все в растерянности. Этого в романе не было, но сцена получилась удачной: она и драматичная, и неловкая, и динамичная. При этом поведение и настроение героев остаются верными роману.
Актеры, также как и в сериале 1995 года, хорошо справились.
Во-вторых, это очень "вкусное" кино. Почти каждая сцена великолепна и прекрасно поставлена.
Райт любуется природой, рисует светом и цветом. В его кадрах много динамики и жизни: то порыв ветра раздует полы платья, то домашние гуси пробегут.
В-третьих, музыкальное сопровождение.
Музыку написал итальянский композитор Дарио Марианелли, вдохновляясь произведениями Бетховена. Исполнение легло на плечи французского пианиста Жан-Ив Тибоде в сопровождении Английского камерного оркестра. Получилось красиво, "состарено", но при этом все же оригинально, а главное музыка подходит фильму.
Так что же лучше: сериал или фильм?
Мне кажется, что хоть споры и жаркие, но бессмысленные.
Сериал - это один формат, более близкий к тексту за счет возможностей хронометража, но скучно поставленный визуально. Кинофильм - другой формат, он красиво снят, но более творчески подходит к литературной базе.
Думаю, все споры вовсе не о кинематографических достоинствах этих двух произведений. Они сводятся к трем параметрам.
1. Верность роману.
Как и с любой другой экранизацией, всегда есть ярые сторонники "уважения к первоисточнику". Книга святое и ее нельзя переделывать, а если изменений не избежать, то их нужно делать так, чтобы это было незаметно. При таком подходе побеждает, конечно, сериал.
Я не фанат "дословных" экранизаций. Если нравится роман, то тогда можно наслаждаться его чтением, отдавая картинку на откуп собственному воображению. Любая экранизация - самостоятельное произведение, и его создатели имеют право подойти к задаче творчески, переосмыслить оригинал и даже (о ужас!) изменить всё или почти всё в угоду своему замыслу. По этой причине мне нравится больше фильм.
2. Мистер Дарси
Второе, но (почти) самое важное: главный мужчина "Гордости и предубеждения". Кому-то визуально больше нравится Фёрт, кому-то Макфэдиен. И всё.
Кто-то смотрел раньше сериал 1995 года, и сердце трепетало от Фёрта, и после этого любой другой Дарси уже неправильный. Возможно, тоже самое ждет и нетфликсовского Дарси, только уже в сравнении с более "свежим" Макфэдиеном.
Фёрт действительно хорошо справился и заслужил в свое время статус "эталонного" Дарси. Хотя, как по мне, актерски они оба молодцы, а о мужской красоте не спорят. То есть спорят, но правильного ответа нет.
3. Мисс Элизабет
Здесь тоже речь скорее о внешности, ведь актрис сложно упрекнуть в том, что они плохо создали образ мисс Элизабет, задуманный авторами. Кому-то по душе Эль, кому-то больше нравится Найтли.
Новый сериал 2026 года
Нетфликс объявил о том, что они начнут съемки в 2025 году, значит (возможно) в 2026 году можно ожидать выхода новой "Гордости и предубеждения". Известно пока мало, а точнее кроме исполнителей главных ролей - ничего.
Кто мисс Элизабет?
Эмма Коррин заявлена на роль Элизабет. По-моему, типажно она попадает, кроме разве что цвета глаз, но это легко исправить.
Кто мистер Дарси?
Барабанная дробь...
Джек Лауден - будущий мистер Дарси.
Чего ждать?
Нетфликс выбрал формат мини-сериала для экранизации. Это объяснимо для платформы, считающей количество часов просмотра. Чем станет сериал творчески - неизвестно. Может, нетфликс попытается "поженить" версии БиБиСи и Райта: дать больше визуальной и постановочной красоты подробной экранизации?
Понятно, что сериал привлечет внимание большой аудитории поклонников "Гордости и предубеждения", поэтому можно сделать как угодно. Все равно люди посмотрят.
Остается только гадать, будут ли небинарные персонажи...
Хотя мне нравятся и сериал, и фильм, кинотворение Райта мне по душе больше. Я ценю то, как создатели творчески и умно играют с оригинальным текстом. У них получилось создать самостоятельное произведение при большом уважении к первоисточнику.
Люблю и то, как поставлен этот фильм за красоту и динамику кадра. Да и Найтли мне больше нравится визуально. Она получилась более задорная, немного "пацанская" (хотя это скорее совместные усилия кинематографистов и самой актрисы).