Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Ни комфорта, ни безопасности: новый закон о такси не нравится таксистам и пассажирам

Оглавление

На этой неделе Госдума утвердила сразу во втором и третьем чтениях законопроект, устанавливающий новые требования к степени локализации транспортных средств, используемых в такси.Фактически новых закон означает запрет на использование любых иностранных автомобилей в сфере таксомоторных перевозок.

Лада Гранта в такси: вам ехать или мерседес подавай? Источник: 1MI
Лада Гранта в такси: вам ехать или мерседес подавай? Источник: 1MI

Виктор Левин

Закон приняли вопреки позиции перевозчиков

Новации вступят в силу с 1 марта 2026 года. С этой даты таксопаркам разрешается использовать автомобили отечественного производства. В эту категорию входят, например, автомобили Chery, планируемые к выпуску под маркой Tenet на бывшем заводе Volkswagen (теперь «АГР»), кроссоверы Exeed (производятся на бывшем заводе Mercedes-Benz под управлением «Автодома»), модели московского завода «Москвич», седаны и кроссоверы Evolute Липецкого завода, перспективные модели, разработанные совместно Changan и «Группой ГАЗ», модели Omoda, Jetour, Kaiyi, BAIC, выпускаемые на калининградском заводе «Автотор», а также автомобили, производимые крупнейшим российским автозаводом «АвтоВАЗ». Они-то, по мнению экспертов, и станут основой таксопарков.

Прохождение закона шло в режиме спецоперации, при котором мнения самих перевозчиков, пассажиров и бизнеса в целом были просто проигнорированы, а депутатов очевидно принудили проголосовать за вариант от лоббистов «АвтоВАЗа».

Стоит напомнить, что законопроект, регулирующий локализацию такси, пылился в Думе с января 2024 года, когда он прошел первое чтение, но вызвал резкое неприятие перевозчиков. Так, исполнительный директор Национального совета такси (НСТ) Наталия Лозинская говорит, что такси — это полностью коммерческий сектор, не участвующий в государственных закупках, поэтому применение балльной системы к данной отрасли считается «юридически некорректным». Проще говоря, государство не имеет права диктовать участникам рынка, в том числе самозанятым гражданам, на каких автомобилях им перевозить пассажиров. В противном случае часть таксистов уйдет в теневой сектор, другая часть просто бросить это ставшее невыгодным ремесло, а потребитель получит еще больший рост цен.

Аналогичные выводы представил и Аналитический центр при правительстве:

Для соответствия парка автомобилей новым требованиям законодательства таксистам потребуется инвестировать около 289 миллиардов рублей. При этом новые автомобили, соответствующие требованиям закона, будут в среднем более чем в два раза дороже автомобилей с пробегом.

По словам Ирины Зариповой, председателя Общественного совета по развитию такси, дефицит водителей такси уже ощущается, и это приводит к росту тарифов. Она также добавила, что таксопарки будут стареть, и произойдет значительный отток водителей в сферу доставки, где нет таких строгих требований. Это приведет к усугублению дефицита водителей, что повлечет за собой не только увеличение цен, но и увеличение времени ожидания такси.

Дроссельные заслонки ломаются у половины машин «Гранта». Фото: 1MI
Дроссельные заслонки ломаются у половины машин «Гранта». Фото: 1MI

Мнения пассажира: не хочу пересаживаться с «мерседеса» на «Гранту»!

Еще один принципиально важный момент подчеркнул Андрей Попков, заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист». Он выразил опасения, что из-за новых правил в таксопарках окажутся «машины из прошлого», которые значительно уступают современным требованиям по надежности, удобству и безопасности.

Вне всякого сомнения, такой колесницей является «Лада Гранта», построенная на платформе 30-летней давности.

— Это нонсенс, если «Гранта» в массовом порядке будет служить в такси. — говорит технический эксперт «НИ» Игорь Лемешев. — Для удобных и безопасных перевозок нужны автомобили Д-класса и выше, а не бюджетные «бэшки».

По словам эксперта, продукция АвтоВАЗа не годится для такси, во-первых, по размерам. Попробуйте представить, как компания из четырех взрослых человек разместиться в «Гранте» или «Весте». Три задних пассажира едва уместятся на тесном диване, при этом коленки людей выше 175 см будут либо в передние сиденья упираться, либо в подбородок. А ежели пассажиры окажутся «в теле», то сидеть будут друг на друге, а о размещении какого-либо багажа, сумок можно забыть.

Во-вторых, у продукции АвтоВАЗа непредсказуемая надежность. «Новые известия» уже рассказывали, что ломается в «Грантах» при эксплуатации в режиме курьерских автомобилей. На «детских» пробегах в 6-10 тысяч километров у них сгорали стартеры, текли дренажные трубки кондиционера, выходила из строя дроссельная заслонка, на 30 тысячах километрах стабильно рвутся ремни ГРМ, у трети машин таксопарка отказывали главные тормозные цилиндры и почти у всех были проблемы с включением задней передачи…

В-третьих, и это главное: при массе машины чуть больше тонны «Гранта» проигрывает в ДТП всем другим участникам движения, у которых вес и размеры больше (а таковых большинство). Отнюдь не случайно в СССР «Жигули» и «Москвичи» никогда не использовали в таксопарках, предпочитая машину Д-класса «Волга», у которой масса полторы тонны. Для сравнения: в «Тойота Камри» последнего поколения девять подушек и шторок безопасности при массе около двух тонн, тогда как в «Гранте» эйрбег только один и тот для водителя.

Наконец, важно понимать требования пассажиров, которые за треть века привыкли и сами ездить на иномарках, и нанимать такси приличного уровня. Трястись в тесноте нынешних «жигулей», ощущая каждую кочку или стык на дороге, слушая завывание мотора и колес, стуки подвески — это еще то «удовольствие».

В конце концов и водителям тяжело работать 10-14 часов за рулем российских автомобилей, поскольку они не отвечают современным требованиям комфорта.

Но кто их, водителей, спрашивал, когда принимали очевидно плохой закон?

---