Контраст между Теоденом и Дэнетором — одно из самых глубоких моральных сопоставлений во «Властелине Колец». В книге не было никакого экзорцизма в исцелении Теодена, как было показано в фильме, а Дэнетор не "из вредности" себя так вёл.
Теоден, хотя и постарел и устал, вовсе не одержим и не проклят. Он медленно ослабевает из-за ядов и внушения со стороны Гримы Змееуста, который манипулировал им. Когда Гандальв сталкивается с Теоденом, он не произносит заклинание, а скорее вызволяет того из тени отчаянья: «Слишком долго сидели вы в тени и верили лживым словам и дурным побуждениям». После чего Теоден возвращает себе голос и королевскую власть, начинает верить в свою силу.
Состояние Дэнетора гораздо мрачнее. Наместник Гондора заглянул в палантир и осмелился помериться силами с Сауроном. Он не подчинился, как Саруман, но был обманут, введён в заблуждение. Он видит истинную картину происходящего, но только лишь ту часть, которую ему открывает Саурон: превосходящие армии, чёрный флот, крах всякой надежды, пепелище войны и разрушения. Дэнетор, обладающий великим умом и суровым сердцем, интерпретирует то, что видит, через призму собственной гордыни и отчаяния. Он никому не доверяет и верит только в то, что Гондор обречён на гибель.
Из-за этого отчаяния он не мог быть исцелён Гандальвом, как и не мог быть взят под контроль Сауроном. Его сила становится его погибелью, камнем преткновения на пути к его спасению. Дэнетор, наследник нуменорской гордости, не может вынести угасания своего дома. Но он цепляется за свою власть, будучи чрезмерно гордым. Поэтому он не может сдаться или довериться кому-то, и тем более он не может принять ограничения своего положения.
Гандальв не может исцелить Дэнетора по той же причине, по которой он не стал бы владеть Кольцом: его сила заключается не во власти над кем-то, а в наставлении, в освещении пути мудрости и позволении другим идти по нему. Дэнетор, гордый и непреклонный, на такое бы не пошёл. Он даже обвиняет Гандальва в стремлении узурпировать его власть.
Толкин рисует не просто контраст, но и антисимметрию между Теоденом и Дэнетором. Король Рохана возвышается: постаревший, утомлённый, но скромный, он отбрасывает отчаяние и скачет, как Вала Оромэ, преображённый мужеством и жертвенностью. Дэнетор же морально пал: гордый, несгибаемый, он отрекается от своего нуменорского наследия и принимает обряды смерти язычников. Поступая так, он унижает себя — обменивает высокое достоинство рода Гондора на дикость низких людей. Это не просто отчаяние, но самоуничижение. Один умирает, коронованный благодатью; другой же умирает, бросив всё в пылающий погребальный костёр.
Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте и Телеграме - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!