Сходила на достаточно свежую постановку МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко - оперу А.Даргомыжского «Русалка» (премьера состоялась 26 июня 2024 года). Помню, что первые отзывы публики были не особо хорошими, однако всегда предпочитаю составить свое впечатление. Знала, что непременно хочу послушать «Русалку» из-за участия в ней Дмитрия Ульянова, да и в целом интересно знакомиться с не очень часто ставящимися операми.
И то, за чем шла, я получила сполна. Во-первых, очень понравилась сама опера – и музыкально, и драматически. Поистине народная социально-мистическая история, вышедшая из-под пера А.С. Пушкина (незавершенная, увы) нашла воплощение в музыке Даргомыжского, который рискнул и концовку написать (выступил в качестве либреттиста). И выглядит в итоге все вполне логично.
Кстати, не один Даргомыжский брался за завершение истории, в статье можно узнать, как множество литераторов пытались разгадать и воплотить задумку Пушкина.
Особенно понравилось в данной статье упоминание Набокова, который свое придумал, но сопроводил ремаркой «Пушкин пожимает плечами».
В случае данной постановки пожать плечами мог бы не только Пушкин, но и Даргомыжский, ибо в МАМТе одну из последних картин «перетащили» в начало, хотя катастрофы от этого не случилось: то, что сделали прологом, в целом, вполне могло бы им быть.
Немного о сюжете. Достаточно ушлый Мельник (Д. Ульянов) не особо против связи своей дочери Наташи ( М. Лупарева) с великородным Князем (Ч. Аюшеев), правда его отцовские мысли достаточно трезвы: он понимает, что девушка не ровня аристократу, пытается настроить ее хотя бы на какие-то материальные выгоды. Наташа же без ума влюблена в Князя, который частенько заглядывает на мельницу и выглядит тоже весьма влюбленным.
Однако милый друг после достаточно долгого перерыва приходит к зазнобе в очень невеселом и тревожном состоянии духа. Ему предстоит свадьба с подходящей девушкой, тайные отношения надо завершить. Наташа сперва не понимает, о какой разлуке говорит Князь, она готова идти за ним даже на войну, однако когда узнает о предстоящем браке возлюбленного, то не скрывает своей ярости и желания сорвать свадьбу. Под сердцем она носит ребенка Князя, но тот, узнав об этом, лишь пообещал «иногда навещать». Наташа от отчаяния бросается в Днепр.
Князь гуляет веселую свадьбу. Княгиня ( Екатерина Лукаш) – благородная и красивая девушка, гости не нарадуются на молодых. Однако откуда-то в пении гостей на свадьбе появляется песня о том, как девушка покончила с жизнью из-за предательства любимого. Неприятный осадочек для Князя, но в целом ситуация урегулируется.
Проходят годы. В семье Князя нет детей и нет согласия. Он предпочитает проводить время вне дома, Княгиня чувствует себя опостылевшей. Князь же приходит на заброшенную уже мельницу и предается печальным воспоминаниям. Старый Мельник жив, но сошел с ума, стал бродягой и бормочет околесицу, что за ним приглядывает внучка- Русалочка.
То, что далее следует у Пушкина и Даргомыжского, перенесено режиссером постановки – А. Тителем в начало: Наташа не погибла, а стала русалкой. Она имеет определенную власть над прочими русалками Днепра. У нее есть дочь - Русалочка, которую она поучает выйти на берег тогда, когда Князь будет там и ласковыми детскими речами заманить нерадивого отца в воду.
Соответственно, происходящее позже (с пометкой: 12 лет назад) - то, что я описала выше, а заканчивается все появлением на берегу девочки, которая увещевает Князя пойти с ней к ее маме и жить настоящей семьей. Княгиня, подозревающая измену, выслеживает мужа и пытается удержать его от побега в пучину вод, но опьяненный возможностью увидеть старую любовь, Князь бросается в реку.
Очень оперный сюжет, не вызывающий никакого раздражения неуместными событиями. Музыка Даргомыжского драматичная, содержательная и красивая, есть ряд удачных, ярких арий. Достаточно много вставлено в канву произведения народных песен, танцев, которые добавляют масштаб к описанию интимных по сути событий. Хор замечательный!
Очень понравилось исполнение, все главные партии были спеты достойно! Впервые слышала Марию Лупареву – хороший голос и важная для данной героини энергетика, претерпевающая изменения. Екатерина Лукаш: шикарное меццо, трагедия одинокой при муже женщины в каждой исполненной ноте, просто до слез. Чингис Аюшеев: без откровений, но вполне убедительно.
Дмитрий Ульянов – шикарная подача Мельника! Самый противоречивый и колоритный персонаж и у Пушкина, и в опере, и мой любимый бас снова показал высочайший уровень как вокально, так и актерски.
У всех без исключения певцов и певиц данного состава - превосходная дикция, впервые за долгое время слушала русскую оперу безо всякого напряжения и необходимости читать титры. Но тут, конечно, еще была важна работа оркестра и дирижера, так вот Тимур Зангиев был безупречен!!! В паре моментов прямо-таки восторг вызвало то, как деликатно оркестр менял звучание под исполнителя. В постановке есть уход персонажей вглубь сцены: понимать, что голос при этом звучит иначе и ничего не упустить - высший пилотаж. Браво!
Роль Русалочки-подростка - без пения, разговорная, выгодно была подчеркнута музыкой: юная арфистка Ванда Парий создала удивительный, неземной и чистый образ.
Самая большая неудача данной постановки – визуал. Вот честно, так уже утомляет отсутствие художественной фантазии, выдаваемое за «сосредоточение на характерах и переживаниях», что хоть плачь.
Все герои одеты и причесаны по моде 19 века, создатели спектакля подчеркивают, что это отсылки к театру Островского, акцент на драме, но цвета всех этих костюмов исключительно мрачные, болотные. Единственно, хор русалок смотрится аутентично в таких тонах, а вот свадьба выглядит почти что похоронами. Можно, конечно, пришить к этому обреченность данного брака, но хотелось бы каких-то более тонких решений, нежели тотальная эстетическая хтонь.
Уважаемый художник Арефьев ведет себя, как бежевая мама, которая борется с визуальным шумом в жизни своего ребенка, лишая попутно какого бы то ни было намека на яркую эмоцию.
В начальной сцене с участием матери и дочери Русалок, Наташу рядят в тяжеловесное, бледное, удушающее платье матроны, призванное, видимо, доказать, что героиня стала русалкой «холодной и могучей». Девочка легкая, неземная – это я уже отметила, а вот мама словно булыжник, никакого намека на фантастическое в этой трансформации. Из декораций - странная конструкция то ли колодца, то ли фонтана без источника – все.
На мельнице за счет видеографии с видом реки как-то поживее, но несколько предметов вроде стола, какой-то мини-табуретки, молотка, выданного Мельнику, чтобы занять себя чем-то во время разговора влюбленных, производят тоже абсолютно сиротское впечатление.
Но больше всего в этом смысле (сиречь эстетически - меньше всего) досталось Княгине, которой и без того очень сочувствуешь, так ее еще и петь оставили на пустой сцене с двумя стульями. На заднике есть экран, который не показывает ничего. Все. Пропадай, княгинюшка, вместе с подружкой твоей, Ольгой ( Анна Загородняя), которая пытается утешить тебя всякими прибаутками - в таком мраке и убожестве никакая прибаутка не сработает.
Еще удивило, что режиссер Титель все время норовил уложить героев на сцену. То Наташа в смятении поет лежа на боку, то несчастная Княгиня, смотря в полоток, то самого Князя придавило к полу, причем лежит он подошвами к зрителю, головой, соответственно, вглубь сцены.
Я все, конечно, понимаю, про сложившиеся творческие тандемы, но такое впечатление, что театр обкрадывает сам себя.
Можно уже выделить своего рода монохромность МАМТа. Почти каждый спектакль - эта ода какому-то цвету. Пиковая дама – синий, Андре Шенье - красный, Дон Жуан – черный, Норма - серый и вот Русалка – болотный. Был еще когда-то оранжевый «Любовь к трем апельсинам» ( кстати, очень остроумный и веселый)
Однако не могу не выразить благодарности за то, что «Русалку» вообще поставили. Истинная национальная русская опера, очень понравилась. Наверное, даже можно спустя время еще сходить и послушать прекрасную музыку и отличных певцов. Могла бы сказать, что из-за одного Ульянова стоит это увидеть и услышать – так он органичен и вокально, и словно заряжает актерской энергетикой всех вокруг, но и женские партии, повторюсь, были замечательные!