Необходимо.
Да. Особенно таким детям, как моя дочь, ребёнок с речевыми проблемами.
Словарный запас очень и очень ограничен. Это я про прямую речь. Про речевые обороты, которыми изобилует речь здорового человека, я вообще, молчу.
Как мы двигаемся в этом направлении.
На первом месте, конечно же, ЧТЕНИЕ.
Читаем, и разбираем текст на слова, понятия, выражения. Прочитанный текст зарисовываем. Вернее, дочь просит зарисовать, а мама рисует. Пока так. Может быть, когда-нибудь....
Когда-нибудь, дочь САМА будет делать зарисовки. Мечта... Мы идём к ней очень малыми шажками. Но всё же, идём.
****
А вот, чем я хотела поделиться с читателями.
Утром, включаем радио. И ловим текст ушами. О чём вещают?
Поймав слово, дочь записывает его.
А дальше.... я обыгрываю это слово с разных сторон. Тут уже полная моя импровизация.
Например, сегодня, поймали слово ОЧАГ.
- Где мой очаг, где мой ночлег... Песня про беспризорников.
И вот, меня понесло....
Очаг - Печь- Камин- Огонь- Костёр- Тепло- Свет- Еда.
Записали цепочку.
Дочь писала, а я в это время её причёсываю, делаю утреннюю причёску.
****
На другой день.
Песня
- Дорогие москвичи - доброй ночи.... и т.д.
Кто такие москвичи? Я зацепилась за это слово, и понеслось...
Сначала дочь записала слово Москва. Это то, что она хорошо знает.
Москва.
А потом под мою диктовку дочь записывала новые для неё слова.
Москвичи. - Жители Москвы. -Люди, которые живут в Москве.
Наш родной город.
Иркутск.
Иркутяне.- Жители Иркутска. Люди, которые живут в Иркутске.
Наша Родина.
Россия.
Россияне. Жители России. Люди, которые живут в России.
Чем не урок русского языка для "иностранца", как я вижу свою дочь.
Урок спонтанный, утренний. Во время причёсывания. Ежедневный.
Такой урок даёт нам очень много. Это как задел на грядущий день.
Потом в течение дня мы ещё не раз вернёмся к этим понятиям
Москвичи...
Иркутяне....
Россияне...