В случае с “Чосонским стрелком” сериал натурально начался с платья. Его промо-кампания, вопреки телевизионному штампу «публике и так сойдёт», сразу акцентировала внимание зрителя на костюмах.
Например, сайт сериала объяснял почему в отделке ханбока Чон Суин имеются кружева, почему она чередует короткие и удлиненные чогори, почему юбка чима скрывает походку “уточки” и откуда в корейском шёлке столько воздуха.
По интернету начали гулять фото актёров в красивых ханбоках. Я сама прочла парочку блогов полных восхищения цветами и кроем костюмов. Люди сохраняли красивые картинки на свои устройства, а потом уже шли смотреть сериал. Редкий случай, когда костюм — не антураж, а входной билет в целую эпоху.
Уже отмечала, что в “Чосонском стрелке” костюмы героев представляют собой интересное сочетание традиционного ханбока и западного платья.
Они отражают переходный период в истории Кореи XIX века. Например Пак Юнган носит модернизированные версии чосонской одежды, адаптированные для активных действий.
Чаще всего на нем чёллик - традиционный мужской халат с разрезами, обеспечивающий свободу движений, особенно важную для сцен сражений и верховой езды.
Неотъемлемый аксессуар Юнгана - широкий пояс с декоративной застёжкой, подчеркивающий талию и добавляющий элегантности. Это уже чисто современное допущение.
Если коротко охарактеризовать стиль Юнгана: практичные одежды молодого человека, который ведёт активно-спортивный образ жизни.
Приталенность, жилетки, рукава-фонарики и шуршащие юбки девочек также заимствованы из западной одежды. Заметны хлопок, шерсть и даже, кажется, твид, которых не носили в старом Чосоне.
А еще, между прочим, появились пуговицы и карманы, которые вот совсем не характерны для традиционного ханбока. Понятно, что все эти изменения отражают стремление корейского общества к модернизации при сохранении идентичности.
В “Чосонском стрелке” появляется новый тип промо — спонсорство ханбока! А все потому, что исторические дорамы стали визитной карточкой дорамопрома не только в Южной Корее, но и во всем мире.
Ханбоки героев “Стрелка” спонсировало пусанское ателье Mijuwon Our Clothes. Я сходила в гугл посмотреть на трёхэтажное здание мастерской, витрины которого и по сей день украшены постерами «Чосонского стрелка».
Именно там сшили больше двух сотен оригинальных костюмов. Около двадцати только на одну Чон Суин. Каждый — для очередной ступени её пути к Юнгану и Новому миру.
С Суин вообще интересно. Она начинала в ханбоках хоть и ярких, но изысканно-сдержанных. Пока она сопротивляется ухаживаниям Юнгана — она носит удлинённый чогори, который символизирует ее стремление к знаниям и переменам.
Виден и намек на будущую интеллектуальную зрелость. Но как только она сдаётся под обаянием Юнгана — чогори сразу укорачивается и светлеет. Она такая сразу девочка-припевочка. Или, скорее, это Юнган ее видит такой.
Так-то зрительницы Суин были недовольны. Особенно российские. Одним не нравилась ее фигура, другим прическа, третьи в вовсе считали, что она выглядит старше Юнгана. Но это все от плохого зрения, считаю.
Санми очень чуткая актриса. Когда надо — включала то чоснсокую барышню, то авантюристку, то мудрую наставницу, то фурию революции, а иной раз и психотерапевта.
И каждая смена ее одежды — ход дальше.Каждая новая серия — движение вперед. Цвет усложняется, от яркого и воздушного переходит к сдержанно-насыщенному, почти монохромному.
А уж когда у них с Юнганом совместные сцены — то обязательно должна быть цветовая конгруэнтность.
И вот уже нежная пастель смещается в сторону бархатной плотности, как брови — в сторону дерзости. Последний её дворянский ханбок — почти революция, может быть даже и из-за того, что обагрен кровь.
А вот с Хэвон все по другому. Тоже ведь барышня, и тоже красивая. Но красиво — не всегда уместно. В её нарядах много денег, но мало вкуса. Цвета — будто соревнуются. Узоры не спорят, а дерутся. Так одеваются не для себя, а чтобы побеждать. Это ханбоки женщины, которая привыкла выигрывать, но не умеет быть.
У Хэ Вон все продумано,но далеко не чисто. Внутри у неё шипы и боль, которую она не выговаривает, а упаковывает в шёлк.
Да и папенька ее, Чхве Вон Син, той же масти. Органичен он только в своем тёмном ханбоке охотника и киллера. А вот в одеждах купца — откровенно нелеп.
Все его одежды — маскарад. Всё чужое, как будто с плеча кого-то другого. Он носит ханбок, как человек, который знает правила, но не верит в них. Носит правильно, но неестественно. Он явно не приживается к новой эпохе.
Да, ханбоки в “Чосонском стрелке” были модифицированы. К 2014-му году в ЮК это уже никого не смущало. Говорили лишь о мотивах эпохи, а вовсе не ее доскональном историзме.
Плюс в нашем случае ханбоки подверглись вестернизации, как и вся дорама. Но даже с модификациями каждый костюм говорил правду. Иногда правду о героине, иногда о времени, а иногда и о зрителе, который, быть может, впервые задумался, что и одежда тоже может рассказать историю. Смотря кто ее наденет.