Найти в Дзене
Женя Жолтовская

Ханбок конца истории: немного о женской и мужской моде в "Чосонском стрелке"

В случае с “Чосонским стрелком” сериал натурально начался с платья. Его промо-кампания, вопреки телевизионному штампу «публике и так сойдёт», сразу акцентировала внимание зрителя на костюмах. Например, сайт сериала объяснял почему в отделке ханбока Чон Суин имеются кружева, почему она чередует короткие и удлиненные чогори, почему юбка чима скрывает походку “уточки” и откуда в корейском шёлке столько воздуха. По интернету начали гулять фото актёров в красивых ханбоках. Я сама прочла парочку блогов полных восхищения цветами и кроем костюмов. Люди сохраняли красивые картинки на свои устройства, а потом уже шли смотреть сериал. Редкий случай, когда костюм — не антураж, а входной билет в целую эпоху. Уже отмечала, что в “Чосонском стрелке” костюмы героев представляют собой интересное сочетание традиционного ханбока и западного платья. Они отражают переходный период в истории Кореи XIX века. Например Пак Юнган носит модернизированные версии чосонской одежды, адаптированные для активных

В случае с “Чосонским стрелком” сериал натурально начался с платья. Его промо-кампания, вопреки телевизионному штампу «публике и так сойдёт», сразу акцентировала внимание зрителя на костюмах.

Вышивка пуха одуванчика легко уносимого ветром, как и мгновения счастья или сама жизнь. Намёк на хрупкость текущего момента или грядущие перемены.
Вышивка пуха одуванчика легко уносимого ветром, как и мгновения счастья или сама жизнь. Намёк на хрупкость текущего момента или грядущие перемены.

Например, сайт сериала объяснял почему в отделке ханбока Чон Суин имеются кружева, почему она чередует короткие и удлиненные чогори, почему юбка чима скрывает походку “уточки” и откуда в корейском шёлке столько воздуха.

Удлинненые чогори - признак умницы, а не красавицы.
Удлинненые чогори - признак умницы, а не красавицы.

По интернету начали гулять фото актёров в красивых ханбоках. Я сама прочла парочку блогов полных восхищения цветами и кроем костюмов. Люди сохраняли красивые картинки на свои устройства, а потом уже шли смотреть сериал. Редкий случай, когда костюм — не антураж, а входной билет в целую эпоху.

Барышня в удлиненненом чогори - строга и сдержана.
Барышня в удлиненненом чогори - строга и сдержана.

Уже отмечала, что в “Чосонском стрелке” костюмы героев представляют собой интересное сочетание традиционного ханбока и западного платья.

Юнгнан не книгочей и не домосед. Он чосонский стритривер.
Юнгнан не книгочей и не домосед. Он чосонский стритривер.

Они отражают переходный период в истории Кореи XIX века. Например Пак Юнган носит модернизированные версии чосонской одежды, адаптированные для активных действий.

Чёллик беззаботного парня
Чёллик беззаботного парня

Чаще всего на нем чёллик - традиционный мужской халат с разрезами, обеспечивающий свободу движений, особенно важную для сцен сражений и верховой езды.

Чёллик с разрезами. По форме не отличается от ярких одежд Юнгана периода его беспечности. Драматизму дает цвет.
Чёллик с разрезами. По форме не отличается от ярких одежд Юнгана периода его беспечности. Драматизму дает цвет.

Неотъемлемый аксессуар Юнгана - широкий пояс с декоративной застёжкой, подчеркивающий талию и добавляющий элегантности. Это уже чисто современное допущение.

Практичную одежду и в грязи вывалять не грех. Походе, ханбок стрелка - неубиваем.
Практичную одежду и в грязи вывалять не грех. Походе, ханбок стрелка - неубиваем.

Если коротко охарактеризовать стиль Юнгана: практичные одежды молодого человека, который ведёт активно-спортивный образ жизни.

Вышивка на с распустившимися розами на чогори у Хэвон символизирует страсть, амбициозность и готовность действовать, подчёркивая её яркость. Тонкий, розовый орнамент у Суин говорит о сдержанности, внутренней глубине и нежности, противопоставляя демонстративной красоте Хэвон тихую силу и утончённость Суин.
Вышивка на с распустившимися розами на чогори у Хэвон символизирует страсть, амбициозность и готовность действовать, подчёркивая её яркость. Тонкий, розовый орнамент у Суин говорит о сдержанности, внутренней глубине и нежности, противопоставляя демонстративной красоте Хэвон тихую силу и утончённость Суин.

Приталенность, жилетки, рукава-фонарики и шуршащие юбки девочек также заимствованы из западной одежды. Заметны хлопок, шерсть и даже, кажется, твид, которых не носили в старом Чосоне.

На красненькое потянуло обоих
На красненькое потянуло обоих

А еще, между прочим, появились пуговицы и карманы, которые вот совсем не характерны для традиционного ханбока. Понятно, что все эти изменения отражают стремление корейского общества к модернизации при сохранении идентичности.

Пусанское ателье ханбоков во время трансляции "Стрелка" выступало официальным спонсором (и изготовителем) парадных костюмов.
Пусанское ателье ханбоков во время трансляции "Стрелка" выступало официальным спонсором (и изготовителем) парадных костюмов.

В “Чосонском стрелке” появляется новый тип промо — спонсорство ханбока! А все потому, что исторические дорамы стали визитной карточкой дорамопрома не только в Южной Корее, но и во всем мире.

Дева позарилась на фиалковый ханбок барышни и заказала себе такой же.
Дева позарилась на фиалковый ханбок барышни и заказала себе такой же.

Ханбоки героев “Стрелка” спонсировало пусанское ателье Mijuwon Our Clothes. Я сходила в гугл посмотреть на трёхэтажное здание мастерской, витрины которого и по сей день украшены постерами «Чосонского стрелка».

Хэвон выглядит бывалой наставницей
Хэвон выглядит бывалой наставницей

Именно там сшили больше двух сотен оригинальных костюмов. Около двадцати только на одну Чон Суин. Каждый — для очередной ступени её пути к Юнгану и Новому миру.

Суин и Юнган конгруэнтны  в исподнем. Но все равно они девочкс и мальчик, намекают нам цвета нижних рубашек.
Суин и Юнган конгруэнтны в исподнем. Но все равно они девочкс и мальчик, намекают нам цвета нижних рубашек.

С Суин вообще интересно. Она начинала в ханбоках хоть и ярких, но изысканно-сдержанных. Пока она сопротивляется ухаживаниям Юнгана — она носит удлинённый чогори, который символизирует ее стремление к знаниям и переменам.

Отдельная статья исследований ханбоков - акскссуары. У барышни они в тон ханбоку.
Отдельная статья исследований ханбоков - акскссуары. У барышни они в тон ханбоку.

Виден и намек на будущую интеллектуальную зрелость. Но как только она сдаётся под обаянием Юнгана — чогори сразу укорачивается и светлеет. Она такая сразу девочка-припевочка. Или, скорее, это Юнган ее видит такой.

Чёрная жилетка - это сигнал, что барышня не до конца открыта.
Чёрная жилетка - это сигнал, что барышня не до конца открыта.

Так-то зрительницы Суин были недовольны. Особенно российские. Одним не нравилась ее фигура, другим прическа, третьи в вовсе считали, что она выглядит старше Юнгана. Но это все от плохого зрения, считаю.

Срчетание жёлтого и алого символизирует вутренний конфликт — когда мягкий, устойчивый жёлтый «держит» огненный алый, это может намекать на борьбу между долгом и страстью;
Срчетание жёлтого и алого символизирует вутренний конфликт — когда мягкий, устойчивый жёлтый «держит» огненный алый, это может намекать на борьбу между долгом и страстью;

Санми очень чуткая актриса. Когда надо — включала то чоснсокую барышню, то авантюристку, то мудрую наставницу, то фурию революции, а иной раз и психотерапевта.

Напитки покрепче, слова покороче, цвета поглуше...
Напитки покрепче, слова покороче, цвета поглуше...

И каждая смена ее одежды — ход дальше.Каждая новая серия — движение вперед. Цвет усложняется, от яркого и воздушного переходит к сдержанно-насыщенному, почти монохромному.

Барышня и Юнган сочетабтся даже в экстремальных ситуациях. Хэвон не на их поле.
Барышня и Юнган сочетабтся даже в экстремальных ситуациях. Хэвон не на их поле.

А уж когда у них с Юнганом совместные сцены — то обязательно должна быть цветовая конгруэнтность.

Нежное и чувственное
Нежное и чувственное

И вот уже нежная пастель смещается в сторону бархатной плотности, как брови — в сторону дерзости. Последний её дворянский ханбок — почти революция, может быть даже и из-за того, что обагрен кровь.

У Хэвон в узорах какой-то хаоса. Хотя стальные розы как будто бы намекают.
У Хэвон в узорах какой-то хаоса. Хотя стальные розы как будто бы намекают.

А вот с Хэвон все по другому. Тоже ведь барышня, и тоже красивая. Но красиво — не всегда уместно. В её нарядах много денег, но мало вкуса. Цвета — будто соревнуются. Узоры не спорят, а дерутся. Так одеваются не для себя, а чтобы побеждать. Это ханбоки женщины, которая привыкла выигрывать, но не умеет быть.

Чистое и сложное.
Чистое и сложное.

У Хэ Вон все продумано,но далеко не чисто. Внутри у неё шипы и боль, которую она не выговаривает, а упаковывает в шёлк.

У Вон Сина тоже все не так как надо
У Вон Сина тоже все не так как надо

Да и папенька ее, Чхве Вон Син, той же масти. Органичен он только в своем тёмном ханбоке охотника и киллера. А вот в одеждах купца — откровенно нелеп.

Но они с дочерью явно стараются.
Но они с дочерью явно стараются.

Все его одежды — маскарад. Всё чужое, как будто с плеча кого-то другого. Он носит ханбок, как человек, который знает правила, но не верит в них. Носит правильно, но неестественно. Он явно не приживается к новой эпохе.

-25

Да, ханбоки в “Чосонском стрелке” были модифицированы. К 2014-му году в ЮК это уже никого не смущало. Говорили лишь о мотивах эпохи, а вовсе не ее доскональном историзме.

-26

Плюс в нашем случае ханбоки подверглись вестернизации, как и вся дорама. Но даже с модификациями каждый костюм говорил правду. Иногда правду о героине, иногда о времени, а иногда и о зрителе, который, быть может, впервые задумался, что и одежда тоже может рассказать историю. Смотря кто ее наденет.