Найти в Дзене

САНГИНА И УГОЛЬ

Библиотечка иллюстратора Некоторые полезные термины для художников-иллюстраторов Продолжаю рубрику «Библиотечка иллюстратора». Сегодня я расскажу об... УГЛЕ И САНГИНЕ Прежде чем браться за краски, живописец делает на холсте рисунок углем. Жженое дерево начали употреблять для рисования с древнейших времен. Обжиг производился на слабом огне в запечатанном глиняном сосуде. И. Е. Репин выполнил углем портрет итальянской актрисы Элеоноры Дузе. С помощью прессованного угля художник не только отобразил на картине внешнюю красоту и женское очарование героини, но и передал ее эмоции и переживания: В. А. Серов — портрет Шаляпина. Портрет был написан в полный рост углём на холсте. Есть предположения, что первоначально Серов планировал работать маслом, но посмотрев на эскиз углём, решил, что он лучше передаёт натуру Шаляпина. С другой стороны, друг художника Игорь Грабарь вспоминал, что Серов остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он задумал дать его всего. Так и не

Библиотечка иллюстратора

Некоторые полезные термины для художников-иллюстраторов

Продолжаю рубрику «Библиотечка иллюстратора». Сегодня я расскажу об...

УГЛЕ И САНГИНЕ

Прежде чем браться за краски, живописец делает на холсте рисунок углем.

Жженое дерево начали употреблять для рисования с древнейших времен. Обжиг производился на слабом огне в запечатанном глиняном сосуде.

И. Е. Репин выполнил углем портрет итальянской актрисы Элеоноры Дузе. С помощью прессованного угля художник не только отобразил на картине внешнюю красоту и женское очарование героини, но и передал ее эмоции и переживания:

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

В. А. Серов — портрет Шаляпина. Портрет был написан в полный рост углём на холсте. Есть предположения, что первоначально Серов планировал работать маслом, но посмотрев на эскиз углём, решил, что он лучше передаёт натуру Шаляпина. С другой стороны, друг художника Игорь Грабарь вспоминал, что Серов остался недоволен портретом:

«Это только небольшая часть Шаляпина, а он задумал дать его всего. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта».

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Это законченные произведения, краски тут не понадобились.

Уголь очень удобен и для этюдов — набросков с натуры. Но рисунок углем легко осыпается. Поэтому его закрепляют клеевым раствором. Другой способ закрепления рисунка — пропитывание самого угля льняным маслом.

Рисовальный, художественный уголь – это обожженные палочки из ивы, ореха, сливы, липы, березы или розмарина. Первое документальное упоминание о рисовальном угле датируется 15 столетием: итальянский художник эпохи возрождения Ченнино Ченнини описывает в «Трактате о живописи» методику обжигания ивовых веток. Многие художники эпохи Возрождения предпочитали рисовать угольными палочками из-за возможности корректировать рисунок. В 19 столетии появился прессованный уголь, который изготавливали из угольного порошка, скрепленного клеем.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Уголь бывает разных плотностей: древесный или виноградный уголь хорош для быстрых, легких штрихов, прессованный — для тяжелых, интенсивных меток.

С древнейших времен известна и сангина. Сангина — минерал, который бывает разных оттенков, от розового до тёмно-коричневого (слово „сангина" по-латыни означает „кровавая").

Наиболее часто употребляется сангина тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному, однако оттенки могут варьироваться в пределах оранжевого, фиолетово-бордового, коричневого, бежевого тонов (в зависимости от места добычи материала).

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Используется для подготовительных штудий, эскизов, этюдов, а также для законченных рисунков. Плотно ложится на бумагу, формирует как тонкие, так и широкие бархатистые штрихи с рыхлыми краями. Во время работы её можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха, легко удалять неудачные линии, помимо штриховки, варьировать фактуру приёмами растушёвки и размывки.

Особенно красивы рисунки, выполненные сангиной в сочетании с мелом и углем на тонированной (подкрашенной) бумаге. Мастерски делал такие рисунки французский художник Антуан Ватто:

-6

Я тоже люблю рисовать сангиной и углём. В основном это портреты:

Портрет выполнен углём. сангиной и мелом
Портрет выполнен углём. сангиной и мелом

Портрет выполнен сангиной и сепией
Портрет выполнен сангиной и сепией

Материал подготовлен на основе открытых источников. По материалам Интернета.

Надеюсь, эта статья была вам полезна!

Всю подборку можно посмотреть и прочитать здесь:

Библиотечка иллюстратора | Творчество Надежды Федяевой (Блохиной) | Дзен

Подписывайтесь на мой канал – Вас ждёт ещё много чего интересного!

И продолжение следует…