Найти в Дзене
Сергей Пименов Про

Фрэнк Фариан: путь легендарного продюсера от первых шагов до всемирной славы

Фрэнк Фариан (Franz Reuther) – немецкий музыкальный продюсер, композитор и певец, ставший одним из самых успешных создателей поп- и диско-групп в истории. Именно он стоял за феноменальным успехом групп Boney M., Eruption, Milli Vanilli, а позднее – евро-дэнс проектов 1990-х вроде La Bouche и No Mercy. Карьера Фариана — это история о том, как талант продюсера и нестандартные решения позволили ему выпускать хит за хитом на протяжении нескольких десятилетий . В этой биографии мы проследим его путь с самого начала: от первых музыкальных опытов и экспериментов до создания мировых сенсаций, а также раскроем продюсерские приёмы, благодаря которым Фариан смог покорить международную сцену. Франц Ройтер (настоящее имя Фрэнка Фариана) родился 18 июля 1941 года в городке Кирн на юго-западе Германии . Его отец погиб на войне до рождения Франца, и мать воспитывала троих детей одна. Будущий продюсер сначала освоил профессию повара, однако любовь к музыке взяла верх . В начале 1960-х он увлёкся рок-н
Оглавление

Фрэнк Фариан (Franz Reuther) – немецкий музыкальный продюсер, композитор и певец, ставший одним из самых успешных создателей поп- и диско-групп в истории. Именно он стоял за феноменальным успехом групп Boney M., Eruption, Milli Vanilli, а позднее – евро-дэнс проектов 1990-х вроде La Bouche и No Mercy. Карьера Фариана — это история о том, как талант продюсера и нестандартные решения позволили ему выпускать хит за хитом на протяжении нескольких десятилетий . В этой биографии мы проследим его путь с самого начала: от первых музыкальных опытов и экспериментов до создания мировых сенсаций, а также раскроем продюсерские приёмы, благодаря которым Фариан смог покорить международную сцену.

Ранние годы и начало музыкальной карьеры

Франц Ройтер (настоящее имя Фрэнка Фариана) родился 18 июля 1941 года в городке Кирн на юго-западе Германии . Его отец погиб на войне до рождения Франца, и мать воспитывала троих детей одна. Будущий продюсер сначала освоил профессию повара, однако любовь к музыке взяла верх . В начале 1960-х он увлёкся рок-н-роллом, взял сценический псевдоним Фрэнк Фариан и в 1961 году собрал свою первую группу Frank Farian and the Shadows. Ансамбль выступал в барах и через пару лет выпустил первую пластинку, но широкого успеха не добился.

Первые записи Фариана не приносили славы – например, выпущенный в 1964 году сингл «Shouting Ghost» прошёл незамеченным. Тем не менее, молодой артист набирался опыта, выступая на телевидении (шоу ZDF Hitparade) и сотрудничая со звукозаписывающей компанией Hansa Records. Настоящий прорыв случился лишь в 1976 году: немецкоязычная кавер-версия песни «Rocky» в исполнении Фариана поднялась на 1-е место в национальном чарте Германии . Этот неочевидный хит (оригинал был кантри-балладой) продержался на вершине четыре недели и внёс имя Фрэнка Фариана в число перспективных продюсеров . Обретя первый успех, Фариан задумался о собственных проектах, в которых мог реализовать свои продюсерские идеи.

Фрэнк Фариан & Boney M
Фрэнк Фариан & Boney M

Создание Boney M. и взлёт к славе

Ещё в 1974 году Фариан записал танцевальную композицию «Baby Do You Wanna Bump» и выпустил её под вымышленным названием Boney M. . Песня привлекла внимание, и продюсер решил собрать «настоящий» коллектив для выступлений. В начале 1976 года был сформирован классический квартет Boney M.: вокалистки Лиз Митчелл и Марсия Барретт (обе родом с Ямайки), танцовщица Мэйзи Уильямс (Малые Антильские острова) и харизматичный фронтмен Бобби Фаррелл . Интересно, что изначально Фариан записал треки Boney M. с приглашёнными музыкантами и сам спел партии низкого мужского вокала, а на сцене роли исполняли набранные им артисты . Таким образом продюсер контролировал звучание группы в студии, одновременно создав яркий сценический образ для публики.

Уже первые синглы Boney M. превратились в международные хиты. Песня «Daddy Cool» летом 1976 года возглавила европейские чарты, за ней последовали «Ma Baker» (1977), «Rivers of Babylon» (1978) и зажигательный трэк «Rasputin» (1978) . Группа Boney M. стала сенсацией эпохи диско: она одинаково успешно покоряла танцполы Европы, Азии и даже СССР. В 1978 году советское правительство сделало исключение, разрешив Boney M. провести десять концертов в Москве – небывалый случай для западной поп-группы в те годы . Правда, властями было поставлено условие не исполнять скандально-весёлую песню «Rasputin», посвящённую Григорию Распутину . Тем не менее, советская публика услышала другие хиты, а Фариан с гордостью отмечал, что музыка Boney M. преодолела железный занавес.

Boney M. удерживались на пике популярности до начала 1980-х годов, продав в сумме свыше 100 миллионов пластинок по всему миру. Группу называли самым успешным музыкальным экспортом Германии тех лет. Даже когда в 1979 году стало известно, что в записях Boney M. не участвовали ни Бобби Фаррелл, ни Мэйзи Уильямс (их вокальные партии в студии исполняли другие, прежде всего сам Фариан), это не умаляло народной любви . Альбом Nightflight to Venus (1978) разошёлся платиновым тиражом, несмотря на подобные нюансы, а сами песни группы были столь сильны, что стали классикой поп-музыки. «Rivers of Babylon» стала одной из самых продаваемых песен десятилетия, а рождественский сингл Boney M. «Mary’s Boy Child/Oh My Lord» разошёлся тиражом 1,86 млн экземпляров в Великобритании и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Проникновенный вокал Лиз Митчелл, зажигательные ритмы и продюсерский талант Фариана сделали Boney M. легендой диско-эры.

Eruption
Eruption

Другие диско-проекты: Eruption и успех в конце 70-х

Помимо Boney M., Фрэнк Фариан активно продюсировал и другие проекты в жанре диско и соул. В 1977 году он обратил внимание на британскую группу Eruption, состоявшую из исполнителей родом из Карибского региона и Африки. Коллектив Eruption уже выиграл конкурс молодых талантов в Великобритании, и Фариан решил развить их успех, подписав группу на лейбл Hansa Records . Продюсер взял Eruption под своё крыло и придал их звучанию фирменный блеск. В 1978 году кавер-версия соул-хита “I Can’t Stand the Rain” в исполнении Eruption стала международным бестселлером (№5 в британском хит-параде и даже вошла в Top 20 США) . Закрепил успех сингл “One Way Ticket” (1979) – динамичная диско-обработка старой песни, поднявшаяся в Top 10 Великобритании.

Вокалистка Прешес Уилсон была лицом и голосом Eruption, обладая сильным соул-голосом, который сам Фариан высоко ценил . В отличие от некоторых других проектов продюсера, тут не было скрытых исполнителей – Уилсон действительно пела все партии. Под руководством Фариана Eruption выпустили два успешных альбома. После ухода Прешес Уилсон в 1979 году группа сменила состав и просуществовала ещё несколько лет, однако такого же масштаба успеха уже не достигла. Тем не менее, вклад Фариана в их кратковременную славу очевиден: благодаря его продюсированию Eruption оставили свой след в истории диско.

Параллельно Фариан работал и с другими артистами. Он продюсировал песни немецкой певицы Gilla (Гизела Вюхингер), добившись для неё попадания в Top 10 с диско-синглом «Help, Help» в 1976 году . Несколько музыкантов из группы Gilla затем перешли работать в студию Фариана, помогая ему создавать новые хиты. Можно сказать, что в конце 70-х Фариан создал свою небольшую «империю» диско-саунда – группу проектов с узнаваемым стилем, который сочетал европейскую эстраду, карибские ритмы и безупречное чувство мелодии.

Эксперименты 1980-х: Far Corporation и рок-коллаборации

С наступлением 1980-х вкусы публики менялись, и проницательный продюсер начал осваивать новые направления. В 1985 году Фариан организовал необычный проект – супергруппу под названием Far Corporation (от первой части своей фамилии) . В неё вошли именитые рок-музыканты: участники группы Toto (включая гитариста Стива Люкатера и вокалиста Бобби Кимбалла) и вокалист Робин МакОли. Far Corporation записали неожиданную по концепции вещь – кавер-версию легендарной рок-баллады Led Zeppelin “Stairway to Heaven” в танцевально-роковом формате. Рискованный замысел оправдался: песня стала хитовой, поднявшись до 8-го места в британском чарте (впервые в истории кавер на “Stairway to Heaven” попал в Top 10) . Таким образом, Фариан продемонстрировал, что умеет создавать хиты не только в жанре диско, но и работать с рок-звучанием, объединяя звёзд в студийных проектах.

Ещё одним примечательным шагом стала работа Фариана с американским рок-певцом Meat Loaf. В 1986 году Фариан спродюсировал и свёл альбом Meat Loaf Blind Before I Stop, а также лично исполнил бэк-вокал в сингле «Rock ’n’ Roll Mercenaries» . Для немецкого продюсера, прославившегося танцевальной поп-музыкой, сотрудничество с эпатажным рокером мирового уровня стало важным опытом. Кроме того, Фариан предоставлял свою студию и навыки для совместных проектов с такими артистами, как Стиви Уандер и Теренс Трент Д’Арби . Ходили слухи, что сам Майкл Джексон приглашал Фариана поработать над альбомом Dangerous (1991), однако Фариан отказался, предпочтя сосредоточиться на собственных детищах . Даже если эта история стала лишь частью его мифологии, она подчёркивает авторитет Фариана в музыкальной индустрии тех лет.

К середине 1980-х основной проект Фариана, группа Boney M., уже прекратил существование. Тем не менее продюсер не ушёл в тень – он искал новую формулу успеха, экспериментируя с составами и жанрами. Именно тогда, в конце десятилетия, Фариан замыслил проект, который принесёт ему как триумф, так и один из главных скандалов в истории поп-музыки.

Milli Vanilli
Milli Vanilli

Milli Vanilli: стремительный взлёт и громкое падение

В 1988 году Фрэнк Фариан представил миру свою новую группу Milli Vanilli – дуэт из двух эффектных молодых танцоров, Роба Пилатуса и Фаба Морвана. Синглы Milli Vanilli вроде “Girl You Know It’s True” мгновенно начали покорять мировые чарты . Дебютный альбом проекта разошёлся миллионными тиражами, особенно в США, где Milli Vanilli стали поп-сенсацией 1989 года . Дуэт получил три премии American Music Awards, а в начале 1990 года удостоился премии «Грэмми» как Лучший новый артист. Казалось, два красивых парня с дредами, мощной хореографией и запоминающимися песнями – идеальная формула успеха поздних 80-х.

Однако за внешним блеском скрывалась тщательно сконструированная иллюзия. Ещё при создании Milli Vanilli Фариан записал все вокальные партии силами сессионных певцов и музыкантов, а Роб и Фаб были изначально наняты как модельные фронтмены, лица группы . На сцене и в клипах они лишь открывали рот под фонограмму, в то время как настоящие вокалисты оставались за кадром. Такой приём Фариан уже применял в Boney M., но если там хотя бы женские вокалы принадлежали самим участницам, то в случае Milli Vanilli оба «солиста» не спели в записи ни ноты.

Секрет держался недолго. В июле 1989 года во время концертного выступления Milli Vanilli произошёл технический сбой: фонограмма заела на строчке «Girl, you know it’s…», непрерывно повторяя её . Публика поняла, что певцы на сцене не поют. Эта оплошность привлекла внимание прессы, и в ноябре 1990 года Фрэнк Фариан был вынужден публично признать, что Роб и Фаб не являлись вокалистами на альбомах Milli Vanilli . Разразился громкий скандал: дуэт мгновенно потерял репутацию, их «Грэмми» была аннулирована, а поклонники почувствовали себя обманутыми . В США против продюсера и лейбла подали десятки судебных исков по факту мошенничества . Карьера Milli Vanilli рухнула буквально в одночасье – продажи прекратились, запланированные туры отменились. Для одного из участников это обернулось трагедией: Роб Пилатус, не справившись с позором, впоследствии боролся с депрессией и зависимостями и умер от передозировки в 1998 году.

Фариан же, пережив волну критики, все же сумел сгладить последствия. Он продюсировал альбом The Real Milli Vanilli (1991) с теми самыми бэк-вокалистами, что пели за кулисами, и выпустил его под новым названием (Try ’N’ B – в Европе, The Moment of Truth – в США) . Хотя этот проект не имел большого коммерческого успеха, продюсер старался донести до публики музыку, которую сам считал качественной, даже если имена исполнителей пришлось сменить. История Milli Vanilli стала серьёзным испытанием для Фариана: его обвиняли в цинизме и обмане аудитории. Действительно, в глазах многих критиков он превратился в «мистификатора», торгующего образом вместо живого таланта . Тем не менее, практика использования студийных музыкантов вместо лиц на обложке не была таким уж исключением в индустрии – в 1970-е подобные «обманки» случались и у других продюсеров . Скандал Milli Vanilli стал, скорее, самым громким и публичным разоблачением такого подхода.

Важно отметить, что обвинения не сломили Фариана. Он извлёк уроки и уже через несколько лет снова взобрался на вершины чартов с новыми проектами. Как писала пресса, «обвинения в мошенничестве, похоже, никак не повлияли на Фариана – спустя короткое время он вновь продавал миллионы записей, на этот раз с бойз-бендом No Mercy» . Таким образом, даже потеряв одну «звезду», продюсер не утратил своего умения создавать новые.

La Bouche
La Bouche

Возвращение к успеху: евро-дэнс 1990-х

Оправившись от истории с Milli Vanilli, Фрэнк Фариан оперативно подстроился под новую музыкальную эпоху. В середине 1990-х мировые чарты захватила волна евро-дэнс, и продюсер применил свой талант к этому жанру. Он открыл для широкой аудитории немецко-американский дуэт La Bouche, исполнявший энергичный евродэнс с мощными женскими вокалами. Их сингл «Be My Lover» в 1995 году стал глобальным хитом, звучавшим из каждого радио . Фариан продюсировал и другие треки La Bouche, закрепив их успех на международной сцене.

Параллельно в 1996 году Фариан запустил новый поп-проект – мужское трио No Mercy. Группа состояла из молодых латиноамериканских исполнителей, сочетавших латин-поп с танцевальной музыкой. Хит «Where Do You Go» в их исполнении (кавер песни La Bouche, кстати) мгновенно взлетел в топы по обе стороны Атлантики. Альбом No Mercy получил «золотой» статус, а Фариан вновь доказал своё умение попадать в нерв времени – теперь уже в формате бойз-бенда. Помимо этого, продюсер работал с проектом Le Click (хит «Call Me», 1997) и даже сделал европейский ремикс бразильской композиции “Tic, Tic Tac” (1997), добавив её в список своих успехов . Все три коллектива – La Bouche, No Mercy и Le Click – принесли Фариану серию платиновых синглов, особенно первые два . К концу 90-х годов за плечами продюсера уже была вторая волна громких побед на поп-сцене, теперь в новом звучании.

Таким образом, Фариан благополучно пережил смену десятилетий и вкусов, каждый раз перезапуская свою карьеру с актуальным звучанием. Он сумел превратить репутационный провал Milli Vanilli в трамплин для нового старта, оставаясь в индустрии «поставщиком хитов». В прессе его называли «Мистер немецкий хит» – возможно, немного иронично, но по заслугам.

-6

Продюсерские приёмы и креативные стратегии

Успех Фрэнка Фариана неразрывно связан с его нетривиальными методами работы. Вот некоторые ключевые приёмы и решения продюсера, которые выделяли его среди коллег:

  • Сессионные вокалисты и образ на сцене. Фариан прославился практикой, когда на записи поют одни люди, а на сцене выступают другие. Ещё в Boney M. мужские вокальные партии исполнял сам продюсер, тогда как фронтмен Бобби Фаррелл их только изображал перед публикой. В Milli Vanilli эта схема была доведена до предела – оба участника дуэта не пели вовсе, за них работали студийные певцы. Такой подход позволял добиться идеального звучания треков с помощью опытных вокалистов, одновременно выставляя на авансцену молодых и эффектных артистов с харизмой. Фариан понимал, что «люди слышат глазами» – яркий внешний образ порой не менее важен, чем голос. Он тщательно подбирал участников своих проектов, создавая запоминающуюся «легенду» вокруг музыки.
  • Формула хитового звучания. Будучи еще и композитором, Фариан прекрасно знал, как сделать песню цепляющей. Он говорил, что создание хита похоже на готовку – нужны качественные ингредиенты. «Вам нужен фантастический исполнитель, без хорошего голоса ничего не получится. И песня должна идти прямо в ухо – с хорошей мелодией и запоминающимся припевом», – объяснял продюсер. В своих лучших работах Фариан щедро насытил аранжировки хуками – мелодическими фразами, которые сразу запоминаются. Например, каждый элемент песни «Daddy Cool» – от басовой линии до скандируемого припева – был настолько прилипчив, что трек моментально стал гимном диско. Фариан умело сочетал доступные, простые мотивы (так называемый бабблгам-поп) с актуальными танцевальными ритмами, добиваясь максимальной привлекательности для широкой аудитории.
  • Эклектичный репертуар и каверы. Одной из фишек продюсера было смелое микширование жанров и переосмысление чужих песен. Фариан любил неожиданно брать старые рок- или фолк-композиции и превращать их в диско-хиты. Boney M. под его руководством записали каверы на самые разные вещи: от «Sunny» (джаз-фанк хит Бобби Хебба) до «Heart of Gold» Нила Янга, от рэггей-версии "No Woman, No Cry" Боба Марли до психоделической «Painter Man» группы The Creation. Даже мрачную рок-эпопею «In-A-Gadda-Da-Vida» он умудрился включить в репертуар диско-группы. Такой эклектизм выделял проекты Фариана на фоне конкурентов – он всегда предлагал публике что-то знакомое, но в новом звучании. Кроме того, Фариан не боялся затрагивать в поп-песнях нестандартные темы: например, «Belfast» (1977) посвящена конфликту в Северной Ирландии, а «Rasputin» (1978) пересказывает историю легендарного авантюриста при дворе русского царя. Подобные необычные сюжеты только подогревали интерес к проектам продюсера.
  • Маркетинговое чутьё и глобальный подход. Фариан всегда мыслил категориями международного успеха. Его группы были интернациональными по составу и задумке: карибские исполнители в Boney M. придали проекту экзотичность, что помогло покорить Европу, а привлекательный дуэт с мультикультурным бэкграундом Milli Vanilli был ориентирован сразу на мировой рынок. Продюсер тщательно работал над визуальным стилем своих артистов – костюмы, хореография, фотосессии – всё использовалось для создания запоминаемого бренда. Он умел выбирать правильное время и место для продвижения: показательны гастроли Boney M. в СССР или участие Milli Vanilli в крупных американских шоу. Фариан владел собственной студией и лейблом MCI, что давало ему творческую независимость и контроль над продвижением музыки. В результате его проекты зачастую выстреливали далеко за пределами Германии, даже если на родине критики относились к ним прохладно. Продюсер добивался того, чтобы песни звучали всюду – от дискотек до радио – превращая их в настоящие коммерческие блокбастеры.

Последующие годы и наследие

Фрэнк Фариан оставался активным в музыкальной индустрии вплоть до последних лет жизни. В 2000-х он занялся сохранением своего наследия: в 2006 году в Лондоне состоялась премьера мюзикла "Daddy Cool", основанного на хитах Boney M. и других проектов Фариана. Шоу с успехом прошло на Вест-Энде, а затем гастролировало по Европе, знакомя новое поколение зрителей с легендарными песнями продюсера. В 2010-х Фариан курировал переиздания своих лучших записей и участвовал в документальных проектах о диско-эпохе. В прессе его неоднократно называли самым успешным немецким поп-продюсером всех времён – по оценкам СМИ, суммарные продажи пластинок, выпущенных им за карьеру, превышают 800 миллионов экземпляров. Это поистине феноменальная цифра, отражающая масштаб его влияния.

Несмотря на противоречивость некоторых методов, вклад Фрэнка Фариана в музыку огромен. Он помог открыть миру ярких исполнителей, подарил десятки бессмертных хитов и фактически сформировал звучание евро-диско 70-х годов. Его подход к продюсированию, акцентирующий шоу и массовую привлекательность, предвосхитил современные практики продюсерских центров и «фабрик звёзд». Многие композиции, созданные или спродюсированные Фарианом, пережили проверку временем: сегодня их ремикшируют, на них ссылаются молодые артисты, а песни вроде «Rasputin» периодически всплывают в чартах благодаря новым волнам популярности.

В последние годы жизни Фариан продолжал следить за индустрией. В 2022 году он перенёс серьёзную операцию на сердце (ему поставили искусственный клапан) и с юмором отмечал, что теперь у него «свинячье сердце спасло жизнь». 23 января 2024 года Фрэнк Фариан скончался у себя дома в Майами на 83-м году жизни. Эту новость опубликовала его агентская компания, а коллеги и поклонники по всему миру выразили соболезнования. «Его музыка будет жить вечно, нельзя отрицать ту радость, которую она принесла людям», – сказал в прощальном слове Фаб Морван из Milli Vanilli.

Наследие Фрэнка Фариана продолжает жить: его песни звучат на ретро-вечеринках и в саундтреках, а история продюсера не раз становилась темой фильмов и книг. Планируется выпуск биографического сериала о его карьере на одной из стриминговых платформ. Без преувеличения, Фариан – легендарная фигура поп-музыки, человек, сумевший из-за кулис управлять сердцами миллионов слушателей. Его продюсерский почерк сочетал коммерческую интуицию с творческим дерзновением, а самые громкие проекты Фариана стали неотъемлемой частью музыкальной истории последней четверти XX века.