Найти в Дзене

Айвазовский считал его соперником, а Куинджи обвинял в плагиате

В искусстве немало примеров, когда художнику не повезло стать вторым, слишком похожим на другого. Такая судьба выпала замечательному маринисту из Очакова Руфину Судковскому (1850 – 1885). Некоторые из его лучших картин легко перепутать с работами кисти мэтра Айвазовского. Сам Иван Константинович говорил о нем так: «Это будет мой достойный соперник, если не превзойдет меня». Не прошел мимо полотен Судковского и гениальный Куинджи. Правда, высказался совсем не лестно – обвинил коллегу в плагиате и заявил, что пейзаж «Прозрачная вода. Мертвый штиль» полностью повторяет его шедевр «Ладожское озеро». Что ж, сходство действительно немалое, и Архипа Ивановича поддержали многие, включая Крамского и Репина. Хотя вряд ли Судковский сознательно пошел на «кражу» - просто оказался вторым, разработав схожий мотив. Как бы то ни было, фатальной для Руфина Гавриловича эта история не стала. В 1880-х в Санкт-Петербурге прошли три выставки его произведений, а великолепная «Буря близ Очакова» принесла

В искусстве немало примеров, когда художнику не повезло стать вторым, слишком похожим на другого. Такая судьба выпала замечательному маринисту из Очакова Руфину Судковскому (1850 – 1885). Некоторые из его лучших картин легко перепутать с работами кисти мэтра Айвазовского. Сам Иван Константинович говорил о нем так:

«Это будет мой достойный соперник, если не превзойдет меня».

Неспокойное море
Неспокойное море
Морской берег
Морской берег

Не прошел мимо полотен Судковского и гениальный Куинджи. Правда, высказался совсем не лестно – обвинил коллегу в плагиате и заявил, что пейзаж «Прозрачная вода. Мертвый штиль» полностью повторяет его шедевр «Ладожское озеро».

Это работа Судковского...
Это работа Судковского...
...а это - Куинджи
...а это - Куинджи

Что ж, сходство действительно немалое, и Архипа Ивановича поддержали многие, включая Крамского и Репина. Хотя вряд ли Судковский сознательно пошел на «кражу» - просто оказался вторым, разработав схожий мотив.

На берегу Волги
На берегу Волги
Дарьяльское ущелье
Дарьяльское ущелье

Как бы то ни было, фатальной для Руфина Гавриловича эта история не стала. В 1880-х в Санкт-Петербурге прошли три выставки его произведений, а великолепная «Буря близ Очакова» принесла ему звание академика.

Та самая картина
Та самая картина

Будущее казалось многообещающим, но жизнь художника унес тиф.

На могильном памятнике Судковскому написаны стихи, сочиненные его другом, живописцем Павлом Чистяковым, учителем Врубеля и Серова:

Близ могилы твоей с шумом в брызги волна
О холодный песок разбивается.
Брызги – слёзы её, это плачет она,
О тебе, дорогом, сокрушается.
Ты так море любил, ты его прославлял
Своим гением, кистью могучею.
Вечно будет катить море вал свой на брег
Поминать тебя шумною тризною.
Так и ты, дорогой, будешь памятен век
Прославляем твоею отчизною.

Утро в Крыму
Утро в Крыму
Побережье в Нормандии
Побережье в Нормандии
Одесский волнолом
Одесский волнолом

Памятен ли нам сейчас Судковский?

Шторм возле Одессы
Шторм возле Одессы