Мы продолжаем серию познавательных материалов про эпоху зарождения отечественного автомобилестроения. История ранних автомобилей и первых предприятий — это еще и история смелых предпринимателей, которые закладывали основы индустрии в Российской империи. Один из таких — Иван Петрович Пузырев — увлеченный энтузиаст, и пионер автомобильной промышленности. Он проделал впечатляющий путь и смог создать на родине передовое автомобильное предприятие своего времени.
Материал подготовлен благодаря водителю АТП Краснодар и большому поклоннику автомобильной истории Алексею Кузнецову.
Личность Ивана Петровича Пузырева и новое предприятие
Иван Петрович Пузырев родился в 1885 году в Петербурге в семье генерала-майора артиллерии, он получил высшее образование и с ранних лет проявлял интерес к новым технологиям. Уже в 1907 году, посетив «Первую международную выставку автомобилей, велосипедов и спорта» в Санкт-Петербурге, он заключил контракт с немецким дистрибьютором запасных частей фирмы «Зорге и Забек» для представления их интересов в России.
В том же году Иван открыл в Петербурге магазин «Автомобильный материал И. П. Пузырёв» и выпустил каталог запасных частей, включавший около 600 наименований изделий. Постепенно он наладил прямые контакты с производителями автозапчастей и отказался от сотрудничества с посредником «Зорге и Забек», поскольку считал их цены завышенными. В августе 1909 года на берегу Черной речки в Петербурге был открыт завод по производству собственных запчастей — «Русский автомобильный завод И. П. Пузырёва» (РАЗИПП). Там выпускались шестерни, валы, картеры и цилиндры двигателей по заказам клиентов.
Разработка первых российских автомобилей
Несмотря на отсутствие инженерного образования, Иван Пузырев самостоятельно занялся разработкой автомобиля — включая двигатель, трансмиссию, подвеску и кузов. Уже зимой 1911 года был создан первый автомобиль собственной конструкции — модель «Пузырёв 28/35».
Этот автомобиль был основан на американском «Case», имел кузов дубль-фаэтон, 4-цилиндровый двигатель объемом 5,2 литра мощностью 35 лошадиных сил. Значительная часть комплектующих производилась на заводе: рама и шины закупались у российских производителей, а карбюратор и магнето — импортировались из-за границы (позже магнето было налажено у подмосковного производителя).
В 1911 году был создан более мощный автомобиль — модель «Пузырёв А28/40» с мощностью 40 лошадиных сил по заказу графа Александра Мордвинова. Этот автомобиль отличался рядом патентованных решений: шестерни постоянного зацепления в коробке передач, кулачковые муфты для переключения передач (что исключало рывки), использование алюминиевых сплавов для картеров двигателя и коробки передач. Передачи переключались внутри кузова, а дорожный просвет достигал 320 мм.
Трудные времена
Создание собственного автомобиля привело к высоким затратам: простое шасси стоило около 5200 рублей, а полностью укомплектованный автомобиль — от 6200 до 8000 рублей. Это сказалось на продажах. Иван Пузырев предложил министерству военного ведомства приобрести до 25 автомобилей по цене около 7150 рублей за модель «А28/40». Однако первые заказы были небольшими: два автомобиля были заказаны в конце 1911 — начале 1912 годов, но поставка задержалась.
В январе 1914 года на заводе РАЗИПП произошел пожар: было уничтожено восемь готовых автомобилей и ещё 15 машинокомплектов. Ущерб составил около 52 тысяч рублей. Страховка покрыла лишь половину убытков. В том же году Иван Петрович скончался в возрасте всего 31 года.
Дальнейшая судьба предприятия
За время работы с 1911 по 1914 годы завод выпустил около сорока автомобилей под маркой «Пузырёв». Ни один из них не сохранился до наших дней. Последнее упоминание о них датируется началом XX века — рекорд скорости в 99 км/ч при заезде на одну версту.
После смерти предпринимателя предприятие продолжило работу: во время Первой мировой войны оно наладило производство двигателей для траншейных станций и запчастей к ним. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Симбирск (ныне Ульяновск), где началось производство стационарных моторов и грузовиков (впоследствии ставших всем известным УАЗ).
Краткий обзор первых российских автомобилей «Пузырёв»
«Пузырёв 23/32» (1911–1912)
5 мест, четырехцилиндровый двигатель объемом 5125 см³ мощностью 32 л.с., скорость до 70 км/ч.
«Пузырёв 28/35» (1911–1912)
5 мест, четырехцилиндровый двигатель объемом около 5130 см³ мощностью 35 л.с., скорость до 70 км/ч.
«Пузырёв А28/40» (1912–1914)
5–7 мест, четырехцилиндровый двигатель объемом около 6325 см³ мощностью до 40 л.с., скорость до 80 км/ч.