Найти в Дзене
Культурные посиделки

«Мулен Руж»: история кабаре, которое пережило скандалы, пожар и получило мировую славу

Оглавление

С чем у вас ассоциируется Париж? Кто-то вспомнит Эйфелеву башню, кто-то — Моне и мост Аржантёй, а у меня в голове тут же всплывает красная мельница, в которой больше блеска, чем муки.

Я говорю, конечно, о «Мулен Руж» — одном из самых известных кабаре мира. В буквальном смысле: «красная мельница» на холме Монмартр — больше, чем просто вывеска. Это символ эпохи, искусства, провокации. И сегодня я расскажу, как она появилась, выжила, сгорела, возродилась — и до сих пор продолжает будоражить воображение.

От кабака до кабаре

Слово cabaret во Франции когда-то означало просто корчму. В отличие от таверны, где наливали, здесь ещё и кормили. Со временем туда стали приходить музыканты, поэты, танцоры. И где-то между политическими диспутами и поэтическими вечерами, между уставшими рабочими и молодыми богемными художниками — родилось кабаре как культурное явление.

После свержения Наполеона III и бурной революции 1870-х годов парижане — измученные осадой и военными судами — захотели праздновать. Всё. Просто жить. Веселиться. Смотреть, петь, плясать. Так началась «Прекрасная эпоха» — и в эту эпоху пришёл «Мулен Руж».

-2

Как появилась Красная мельница

В 1889 году, в дни Всемирной выставки, предприниматель Жозеф Оллер и его партнёр Шарль Зидлер открыли на Монмартре новое заведение. Чтобы оно сразу бросалось в глаза, они водрузили на крышу красную вращающуюся мельницу — напоминание о прошлом района, где действительно когда-то мололи зерно.

Но внутри это была не мельница. Это был театр, ресторан, балаган, сцена, таблоид и карнавал — всё в одном. Здесь выступали певицы, танцовщицы, акробаты, поэты, факиры. Здесь впервые исполнили канкан. И впервые этот танец вызвал столько споров.

-3

Танец, который пытались запретить

Канкан в исполнении «Мулен Руж» — это был шок для приличной публики. Высокие ноги, взъерошенные юбки, заигрывающие взгляды. Всё слишком весело. Всё слишком открыто. Всё слишком «низко». Но именно этот вызов — и стал визитной карточкой заведения.

Интересно, что «Мулен Руж» был доступен и для рабочих, и для богемы. Сравнительно невысокие цены привлекали разношёрстную публику. Все хотели взглянуть на откровенный танец и яркое шоу. Все хотели быть частью этого праздника.

-4

Факты, которые удивляют

— В 1893 году в «Мулен Руж» впервые был исполнен cтриптиз — не запланировано, под вино, но публика запомнила.
— Во внутреннем дворике стояла трёхэтажная статуя слона — вход был через заднюю ногу, а внутри располагался Арабский клуб.
— Один из артистов, Жозеф Пюжоль, выступал под псевдонимом
Ле Петоман и славился тем, что играл… на метеоризме. Он даже исполнял Марсельезу. Простите, но история есть история.

-5

Падение, пожар и перерождение

В 1915 году, во время Первой мировой, здание сгорело. Это был конец «Прекрасной эпохи» — не только символически, но буквально.

Заново «Мулен Руж» открылся в 1921-м, но уже без прежней харизмы. Кабаре превратилось в ночной клуб. Только в 1950-е братья Клерико вернули ему былую славу: экстравагантные номера, дорогие шоу, обнажённые артистки, аквариум на сцене.

На сцену вернулись Эдит Пиаф, Ив Монтан, Фрэнк Синатра, Азнавур. «Мулен Руж» снова стал элитным. И остаётся таким до сих пор.

-6

Что там сейчас?

Сегодня «Мулен Руж» — это шоу «Феерия», в котором участвуют 80 артистов со всего мира. Огромные декорации, наряды, свет, звук. Попасть туда непросто. Танцовщиц отбирают по строгим критериям: рост, образование, опыт. Все выступают под псевдонимами. Уезжают после шоу на служебных машинах.
Немного тайны, немного звёздной пыли — всё, как и должно быть.

Если бы я когда-нибудь оказалась в Париже на одну-единственную ночь — я бы, наверное, купила билет в «Мулен Руж». Чтобы посмотреть не просто шоу, а отражение эпохи, пусть и подкрашенное глиттером.

А вы бы пошли? Делитесь в комментариях!

Если понравилась статья, приглашаю подписаться! Здесь говорим о таких разных культурах и искусстве, что нас окружают.

Культурные посиделки | Дзен

Приглашаю почитать и другие мои статьи:

Почему искусство не должно быть удобным. Иначе оно не работает
Культурные посиделки10 мая