Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Царь царей” (2025, The King of Kings): ‘Cтрaсти Христoвы’ для детей

Мультфильм “Царь царей” – это производство южнокорейской студии Mofac Studios. В США дистрибьютором стала Angel Studios, Inc., американская независимая христианская медиа-компания и студия кинопроката. Но помимо христианской темы в их каталоге есть и фильмы, поднимающие серьёзные социальные проблемы. Самыми успешными проектами компании стали триллер 2023 года "Звук свободы" (Sound of Freedom) Алехандро Гомеса Монтеверде и телесериал "Избранные" (с 2017, The Chosen). Относительно последнего важно уточнить – на тот момент дистрибьютор носил название VidAngel, но в 2020 году обанкротился, а в 2021 году образовалось две компании; VidAngel Entertainment и Angel Studios, и теперь сериал входит в каталог Angel Studios как проект на христианскую тему. Мультфильм “Царь царей” южнокорейского режиссёра Чан Сон-хо (Seong-ho “Jay” Jang), большого поклонника Чарльза Диккенса, – это точное попадание в тематику Angel Studios. Проект стал попыткой киноиндустрии возродить интерес зрителей к мультфильмам
Оглавление

Мультфильм “Царь царей” – это производство южнокорейской студии Mofac Studios. В США дистрибьютором стала Angel Studios, Inc., американская независимая христианская медиа-компания и студия кинопроката.

Но помимо христианской темы в их каталоге есть и фильмы, поднимающие серьёзные социальные проблемы. Самыми успешными проектами компании стали триллер 2023 года "Звук свободы" (Sound of Freedom) Алехандро Гомеса Монтеверде и телесериал "Избранные" (с 2017, The Chosen). Относительно последнего важно уточнить – на тот момент дистрибьютор носил название VidAngel, но в 2020 году обанкротился, а в 2021 году образовалось две компании; VidAngel Entertainment и Angel Studios, и теперь сериал входит в каталог Angel Studios как проект на христианскую тему.

Мультфильм “Царь царей” южнокорейского режиссёра Чан Сон-хо (Seong-ho “Jay” Jang), большого поклонника Чарльза Диккенса, – это точное попадание в тематику Angel Studios. Проект стал попыткой киноиндустрии возродить интерес зрителей к мультфильмам на библейскую тему, даже больше, создать по-настоящему семейный проект, чтобы история оказалась интересно-увлекательной и для взрослых, и для детей.

Кассовые сборы показали, что интерес к мультфильму есть (также роль сыграл маркетинг). При бюджете в 25 миллионов долларов (или 36 миллиардов южнокорейских вон) мультфильм на данный момент собрал в мировом прокате 66,2 миллиона долларов. По сравнению с хитом 1998 года “Принц Египта” (The Prince of Egypt) “Царь царей” является малобюджетным, потому что “Принц” стоил 70 миллионов долларов. Тем не менее, сейчас эти мультфильмы входят в тройку лучших мультфильмов на библейскую тему (третий – “Путеводная звезда” (The Star) 2017 года).

Сюжет

Сценарий мультфильма вольно основан на книге Чарльза Диккенса “Жизнь нашего Господа” (The Life of Our Lord) о жизни Иисуса Христа, с помощью которой он хотел поделиться своей верой с детьми и всей своей семьёй. Он работал над ней в период с 1846 по 1849 года, параллельно написанию романа “Дэвид Копперфильд” (David Copperfield).

В мультфильме как раз “Жизнь нашего Господа” появляется в виде рукописи, над которой Диккенс работает, и его жена Кэтрин впервые видит черновики. Она остаётся под впечатлением от идеи мужа, а потом ей приходит идея, что муж может попробовать и рассказать рукописную историю их непослушному сыну Уолтеру.

Мультфильм начинается с того, что Чарльз Диккенс в театре со сцены представляет свой святочный рассказ “Рождественская песнь” (A Christmas Carol). В это же время его сын Уолтер, самый бойкий и непослушный из троих, вторгся в представление. Уолтер открыл для себя историю о короле Артуре и ему хотелось делиться своим открытием со всеми. Он раздобыл игрушечный меч, посвятил в рыцари свою любимую кошку Уиллу и теперь не даёт покоя своим родителям. Главным образом – отцу. Чарльз пытается объяснить, что он на работе, и Уолтер ему мешает, но ребёнок не понимает, ведь он ничего дурного не делает.

С подачи Кэтрин, которая успела мельком заглянуть в рукопись “Жизнь нашего Господа”, Чарльз стал рассказывать Уолтеру историю Иисуса. Для мальчика сначала было маловероятно, что есть кто-то сильнее короля Артура, но фраза отца, что история Артура основана на истории того, о ком он сейчас расскажет, заинтриговала мальчика (а его меч, которым он отважно размахивал, по словам режиссёра Чан Сон-хо, является визуальным символом, отсылающим к кресту, на котором распяли Иисуса). Слово за словом, ему хотелось знать больше и больше, постепенно он увлёкся и захотел дослушать историю Иисуса Христа полностью.

Каким получился мультфильм – он специально создан для семейного просмотра; добрый и тёплый; подтекстом идёт тема того, как научиться разговаривать с детьми

Первое, что важно сказать, это то, что сценарий мультфильма основан не чисто на Евангелии, это пересказ отцом самой известной истории для своих детей, “потому что все должны знать об Иисусе”, писал Диккенс.

Таким образом, завязка в истории заключается в том, что отец пытается ‘договориться’ со своим непослушным сыном, чтобы тот присмирел. Ситуация представлена очень понятная – Уолтер нашёл супергероя в образе короля Артура. Как все дети он больше доверяет литературным героям или вымышленным друзьям, чем собственным родителям. Первые ничего не требуют и не устанавливают правил и запретов, а вторые хотят от ребёнка невозможного, по его мнению. Задача взрослого не настроить ребёнка против себя, а показать, что у него есть козырь в рукаве, он знает что-то такое, что сделает его таким же крутым, как условный король Артур.

И отец Чарльз рассказывает своему сыну Уолтеру основу основ, и эта история примиряет их. Учитывая, что в первой половине мультфильма Уолтер действительно обиделся на отца из-за его резких слов, важно было обозначить их мир. Так, в финальной части есть очень яркий момент, символизирующий сближение отца и сына – это сцена с кошкой Уиллой. Сначала может показаться, что Уилла добавлена для юмористических моментов, но у неё есть важная функция, и её хорошо вписали в сценарий, она связалась в сценарии с историей, рассказанной Чарльзом, очень органично.

Вся структура мультфильма – это длинный разговор отца с сыном, в котором сын постепенно погружается в историю и сближается с отцом, наконец начинает его слышать. Сцены разговора отца и сына перемежаются сценами из жизни Иисуса – его пути от рождения к сотворённым чудесам до момента, когда он принял на себя самую тяжёлую роль ради спасения всего человечества; пока Чарльз рассказывает историю, и Уолтер, и зрители побывают в Вифлееме, Назарете и Иерусалиме.

-3

А потом Уолтер, вдохновлённый новым знанием, поспешит поделиться им со своими братом и сестрой.

Анимация и реальная жизнь переплетаются тут уникальным образом. Когда Чарльз Диккенс наконец закончил книгу “Жизнь нашего Господа”, её читали вслух всей семьёй каждое Рождество, а потом его повзрослевшие дети читали книгу своим детям. Так, и сам мультфильм поддерживает эту идею – родители приведут детей в кинотеатр, чтобы разделить просмотр, и знание об Иисусе Христе окажется в сознании ребёнка. Потом ему захочется поделиться историей со своими друзьями в школе (в идеале). Поскольку мультфильм получился удивительно тёплым и сердечным, по сути, рассказывая о нём, вы делитесь частичкой добра.

-4

В мультфильме даже нет кровавых моментов, всё создано безопасно для детского восприятия. Например, когда римскому солдату отсекли ухо в Гефсиманском саду, не было брызг крови, было обозначено, как это больно, но Иисус заживил рану, вернув ухо на место. Сцену с распятием тоже продумали со всей чуткостью к юной аудитории – акцент сделали на эмоциях Иисуса и двух других распятых людей, но не стали детализировать моменты порки и вбивания гвоздей. То есть в мультфильме “Царь царей” нет той тяжести, какую дарят “Последнее искушение Христа” Мартина Скорсезе или “Страсти Христовы” Мэла Гибсона. По сути, детям дали собственную – облегчённую – версию, а заодно зашифровали посыл о том, что важно уважать старших, так как эта мысль исходит от самого Иисуса, который с почтением говорит о своём отце.

-5

Для взрослых дополнительно этот мультфильм ненавязчиво подсказывает, как научиться разговаривать с детьми, и о том, что с ними в целом нужно разговаривать – это и сложно, и просто одновременно. Их нужно заинтересовать, но сложно понять, о чём. В мультфильме Чарльз Диккенс нашёл решение.

Фигура Иисуса Христа получилась близкой и отстранённой одновременно, что и логично. О нём столько легенд сложено, потому сложно было создать образ таким, чтобы он оказался каким-то универсальным. И потом – это должен быть рассказ взрослого, а восприятие ребёнка. В этом плане история как раз удалась. К сожалению, в дубляже не удастся услышать настоящие голоса актёров, которые озвучивали нарисованные образы. Но и так мне мультфильм очень понравился.

***