Интернет гудит — Госдума утвердила закон, который войдёт в историю как один из самых спорных. С 1 марта 2026 года все таксисты в России смогут возить пассажиров только на машинах с определённым уровнем локализации. Простыми словами — иномаркам в такси объявлена война.
На деле это значит, что если вы привыкли, чтобы вас встречал «Комфорт+» в виде Toyota, Hyundai или хотя бы Renault, то забудьте. Добро пожаловать в мир новой реальности, где на смену им придут LADA, «Москвич», и, возможно, даже Aurus — если, конечно, кто-то захочет подрабатывать на представительском лимузине по тарифу «эконом».
Но за громкими заявлениями о «поддержке отечественного производителя» скрывается совсем иная картина. Давайте разберёмся, что действительно стоит за этим законом и к чему он приведёт.
Когда слуги народа пересаживают только народ
Вы тоже слышали эту фразу не раз:
«Чиновники пересели на отечественное».
А теперь посмотрите на парковки у ведомств, Госдумы и ведомственных коттеджей — сплошь иномарки. Если и есть LADA — то как выставочный образец для пресс-службы.
- И вот теперь, когда спектакль якобы «перехода» отыгран, на сцену выходит новый акт: пересадить народ. Таксистов, водителей на своих машинах, агрегаторы — всех. Слишком уж мы расслабились, видимо. Ходим по вызову в тёплую иномарку, за копейки доезжаем до дома — роскошь! Пора «попроще».
Но возникает логичный вопрос: почему снова на нас? Почему бы не начать с себя? Почему не ввести такие же ограничения на служебные автомобили чиновников? Ах да, у них ведь «особые требования»…
План спасения «АвтоВАЗа»: заставить покупать, если не хотят добровольно
На дворе 2025 год. У народа денег нет, кредиты — под дикий процент, поддержка — нулевая, цены на новые авто — космос. Продажи падают. Что делать? Запустить классическую российскую схему: если не покупают добровольно — заставим через закон.
Так в игру вступает сфера такси. Огромный рынок, сотни тысяч машин, миллионы поездок в сутки. Логично: подсадим агрегаторы и таксопарки на российский автопром — и вроде бы и цифры поднимутся, и «отчётность» пойдёт, и вон директор «АвтоВАЗа» Соколов будет доволен. А народ? А что народ? Потерпит.
К слову, доля иномарок в такси по регионам доходит до 90–95%. Подержанных, надёжных, проверенных. На них и держится сервис. Их теперь нельзя. Хотите работать — пересаживайтесь на «Гранту».
Что будет с ценами, водителями и сервисом?
Сценарий тут очевиден. Кого-то заставят продать иномарку и купить отечественное авто. Кто-то уйдёт с рынка, не желая возить на «Весте» с вечной вибрацией и сиденьями, где спина ноет через 20 минут.
Итог:
- водителей станет меньше;
- поездки — дороже;
- качество — хуже;
- ожидание — дольше.
Особенно тяжело придётся в малых городах. Там и так всё на ладан дышит — теперь ещё и это. И если в Москве ещё как-то попытаются выкрутиться, то в условной Твери всё закончится просто: часть водителей уйдёт в тень.
Да и представьте картину: вызываете «Комфорт+», а приезжает LADA Granta. Не потому что шофёр издевается — просто теперь это и есть «комфорт» по новым стандартам. Готовы платить за это?
Бунт в комментариях: «Скоро закон об отечественных лошадях примут»
Реакция общества предсказуема. Интернет заполнили язвительные комментарии:
«Следующий шаг — закон о бричках с обязательной российской лошадью»
«Надо ещё ввести правило: все, кто принял этот закон, должны передвигаться исключительно на “Оке” без кондиционера»
«Отмените себе зарплаты, а не иномарки народу»
«Когда уже запретят импортные смартфоны и костюмы?»
Люди возмущены не самим переходом на отечественное. Возмущены подходом: двойные стандарты, отсутствие диалога, законы, написанные в кабинетах, где давно забыли, что такое ждать такси в дождь за МКАДом.
Почему этот закон обречён на сопротивление
Всё просто: такси — не витрина автосалона. Это повседневный транспорт, который должен быть удобным, безопасным и выгодным. А не доказательством любви к отечественному производителю.
Мы и так выживаем. Цены на всё растут. Зарплаты — нет. Теперь ещё и возможность сесть в нормальную машину хотят отобрать.
Люди найдут, как обойти. Появятся схемы с «арендой частной машины», работа в «серой» зоне, смена категории перевозки. Кто хочет — выкрутится. Но система пострадает. А пострадает, как обычно, рядовой пассажир.
Что дальше?
Может быть, стоит не просто запрещать, а сначала предложить альтернативу? Дать программы утилизации, субсидии, доступные кредиты, чтобы пересесть на отечественное — было осмысленно, а не вынужденно?
Может, всё-таки начать с себя — с ведомственных машин, с депутатских парковок, с показательной «отечественной» сессии Госдумы на «Нивах»?
Но, увы, пока что единственный очевидный итог: простым людям снова придётся платить за чужие ошибки.
Финал
Этот закон — не про заботу о народе. Он — про цифры в отчётах, про попытку оживить автопром за наш счёт. Он про принуждение, а не про диалог.
Что дальше? Как скоро нас начнут штрафовать за частный импортный автомобиль? Или принудительно пересаживать на отечественные кроссоверы с кондиционером в бардачке?
Ответа пока нет. Но вопрос уже есть. И он у каждого из нас:
А сколько ещё мы будем молча платить за чужие “инициативы”?
Наша команда DSS Group подготовила для вас чек-лист "7 главных пунктов на которые стоит обратить внимание при выборе автомобиля", который поможет выявить все нюансы при выборе автомобиля на вторичном рынке! Мы рассказали о том, на что обращать внимание при оценке состояния кузова; как проверить пробег на подлинность, как проверить юридическую чистоту автомобиля
Чтобы получить доступ - просто НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.
Для всех читателей нашего канала на Дзене мы проводим бесплатную консультацию.
Если вы заинтересованы в покупке автомобиля на вторичном рынке и хотите узнать, с какого бюджета можно искать интересующую вас модель; на какие "болячки" стоит обращать особое внимание; что лучше всего купить в определенном бюджете (например, до 900.000 рублей) - оставьте заявку на сайте или переходите в наш ТГ-канал (контакты для связи в шапке профиля). Специалист свяжется в удобное для вас время.