Найти в Дзене

Наша служба не опасна, но трудна: вся правда о работе Службы БАС и её сотрудниках

Быть сотрудником мультидисциплинарной команды службы помощи людям с БАС непросто – каждый день приходится выполнять десятки срочных и плановых задач, а руководителю – тем более. Ведь сотрудники этой службы помогают людям с БАС и их родственникам по всей России: О сложностях работы с тяжелобольными людьми и их родственниками, о борьбе за справедливость, о профессионализме и энтузиазме сотрудников мы поговорили с руководителем службы БАС нашего фонда Натальей Большовой и с самими координаторами Службы БАС. –Наталья, в 2024 году вы стали руководителем одного из самых больших и значимых подразделений фонда – службы помощи людям с БАС. Расскажите, было ли для вас это назначение неожиданным, с чем столкнулись в начале работы? Как смогли за короткий срок структурировать и преобразовать работу отдела? –Неожиданным не было. До этого я проработала в фонде на должности координатора службы 3 года – знаю всю работу и её нюансы изнутри. Должность руководителя была вакантна некоторое время, и в како

Быть сотрудником мультидисциплинарной команды службы помощи людям с БАС непросто – каждый день приходится выполнять десятки срочных и плановых задач, а руководителю – тем более. Ведь сотрудники этой службы помогают людям с БАС и их родственникам по всей России:

  • консультируют по вопросам болезни, психологической и социальной адаптации и ухода за тяжелобольным человеком;
  • мониторят ситуацию с каждым пациентом;
  • предоставляют дыхательные аппараты и расходные материалы до момента получения такого оборудования от государства;
  • выдают лечебное питание, средства гигиены и ухода,
  • и многое другое.

О сложностях работы с тяжелобольными людьми и их родственниками, о борьбе за справедливость, о профессионализме и энтузиазме сотрудников мы поговорили с руководителем службы БАС нашего фонда Натальей Большовой и с самими координаторами Службы БАС.

-2

–Наталья, в 2024 году вы стали руководителем одного из самых больших и значимых подразделений фонда – службы помощи людям с БАС. Расскажите, было ли для вас это назначение неожиданным, с чем столкнулись в начале работы? Как смогли за короткий срок структурировать и преобразовать работу отдела?

–Неожиданным не было. До этого я проработала в фонде на должности координатора службы 3 года – знаю всю работу и её нюансы изнутри. Должность руководителя была вакантна некоторое время, и в какой-то момент стало понятно, что служба остро нуждается в руководителе. Я не стремилась к должности, но понимала, что, возможно, буду полезна в этой роли. Начинала без уверенности и с ощущением, что могу себе позволить не справится и честно об этом сказать.

–Наталья, расскажите, что входит в основной функционал сотрудников службы БАС, и как удаётся держать на контроле всё, что происходит с более чем 1000 подопечных по всей стране?

–Служба БАС – самый большой отдел фонда. У нас:

5 координаторов по работе с семьями;

3 специалиста по социально-правовым вопросам;

3 патронажные сестры;

2 медицинских консультанта;

2 сотрудника по работе с государственным органами;

1 специалист по работе оборудованием;

руководитель Службы.

Также служба взаимодействует с внешними исполнителями: врачами, реабилитационными центрами, медицинскими организациями и т.д.

Основа нашей работы это информация и коммуникация. И сейчас мы выстроили процессы на довольно высоком уровне, используя прогрессивные технологии: CRM, мессенджеры, прочие технологичные решения. Но главными в нашей работе остаются люди и их личностные качества.

–Как в фонде появляется оборудование, которое вы предоставляете в пользование семьям пациентов с БАС? Достаточен ли парк оборудования для зарегистрированного количества пациентов? Почему не удаётся решить этот вопрос через органы здравоохранения на местах?

–Вопрос решить удаётся, и с каждым годом результаты всё выше. Спрос на оборудование все еще крайне высокий. Он выше наших возможностей, но прогресс значительный. И это в том числе результат работы фонда в части развития системной помощи. Результат не одного года, а всего прошедшего периода. Просто сейчас эффект становится более заметным.

Оборудование у нас появляется из разных источников. Основные из них: покупка оборудования в рамках проектов по грантам плюс покупка в рамках сборов на разных площадках, то есть за счёт средств жертвователей.

–Наталья, в 2024 году вы, совместно с пиар-службой и GR-направлением, многое делали для огласки в СМИ вопиющих случаев нарушения прав пациентов с БАС в некоторых регионах. Расскажите, действительно ли эти действия помогают восстановить справедливость, и не ощущаете ли вы вы предвзятость по отношению к фонду со стороны региональных органов здравоохранения?

–В прошлом году мы, и правда, стали активнее в этом направлении. Это стало возможным благодаря тому, что наш коллектив стал больше и пополнился сотрудниками профильных отделов. Да, мы начали взаимодействие со СМИ Орловской и Кировской областей, и, если в Кировской области наши обращения не нашли отклика у журналистов, то в Орле мы существенно продвинулись в решении вопросов по нашему пациенту. Были сняты телесюжеты местными компаниями, написаны несколько статей, в итоге пациент получил то оборудование,. по которому мы делали запрос.

Чему я крайне рада, потому что инструменты, которые использовались для решения таких задач, оказались очень эффективными. Поэтому и в 2025 году мы продолжим распространять опыт взаимодействия со СМИ и на другие регионы – проблем везде хватает.

Предвзятости со стороны органов здравоохранения не ощущаю совсем, наоборот, не раз ловила себя в течение года на понимании, что с фондом стали разговаривать иначе. К фонду прислушиваются, наше мнение экспертно. А значит, всё, что мы делаем для защиты наших пациентов и установления справедливого и законного отношения – верно.

–Чем вы особенно гордитесь в своей работе?

–Горжусь нашей командой! Теми, кто работает уже очень давно и не теряет запала, находит в себе силы и желание к росту и развитию. Теми, кто пришел в фонд в прошлом году и не испугался трудностей. Горжусь сообществом людей с БАС. Сообщество стало активнее! И больше включается в совместные задачи.

Работая с коллективом людей, которые заинтересованы в оказании помощи, искренне хотят помогать, веришь, что наша миссия выполнима. А для деталей есть технические решения.

-3

Вероника Форостовская, координатор Службы БАС по работе с семьями

–Вероника, работая консультантом службы БАС, вы решили пойти обучаться психологии – почему? Что повлияло на ваш выбор и как вам это поможет в вашей работе с пациентами?

–Это моя давняя мечта – интерес к психологии появился раньше, чем работа координатором в Службе БАС. И, на самом деле, без психологических знаний в этой роли невозможно быть эффективным. Координатору важно понимать индивидуальные различия, быть эмпатичным, владеть активным слушанием, уметь поддерживать и мотивировать.

Обучение психологии помогает мне профессионально оказывать поддержку пациентам и их близким. Это не только про помощь другим, но и про способность сохранять эмоциональную устойчивость: не погружаться в чужое горе, не выгорать, выстраивать границы, восстанавливаться.

При этом это не делает меня «роботом». Конечно, бывают моменты, когда тяжело, когда привязываешься к людям, но психология дает инструмент не подавлять эмоции, а осознавать их и экологично с ними работать. Это помогает быть поддержкой для других, не теряя себя.

-4

Андрей Прокофьев, специалист по работе с оборудованием

–Андрей, в 2024 году объём вашей работы, как специалиста по оборудованию, значительно вырос. С чем это было связано и что помогало вам выполнять свои обязанности своевременно?

–Возрастание объёма работы в первую очередь связано с некоторой активизацией всех активностей фонда. Мы более плотно начали работать с Минздравом, стимулируем обращаться за помощью к государству по большему количеству вопросов. Вследствие этого выявляется сектор проблем, которые может решить только фонд. И раньше мы могли передавать респираторное оборудование в те регионы, где это было затруднено, но сейчас фонд, условно говоря, страхует большое количество сфер, которые только ещё начинают получать внимание от государства. С другой стороны, растёт парк нашего оборудования, сюда входят как аппараты НИВЛ, ИВЛ, откашливатели и т.д., заканчивая средствами коммуникации, средства по уходу и прочие. Всё это нужно раздать, проверить, упаковать, оформить и в ряде случаев проконсультировать пользователей.

Я не настраиваю дыхательное оборудование, но на всех этапах занимаюсь вопросами использования коммуникаторов: от приобретения контроллеров для общения до установки программного обеспечения и обучения родственников взаимодействию с ними.

Как я справляюсь с этим объёмом работы? В свое время изучал несколько систем тайм-менеджмента. Обычно все текущие планы я классифицирую по нескольким категориям: те, которые надо решать сразу, те, которые надо делать, отводя на это какое то время, и те, которые нужно делать каждый день в течение, например, месяца, иначе такие трудоёмкие задачи не решаются. Последний тип задач условно называется «съедать слона по кусочкам» – вот и съедаю)

-5

Млада Токарева, координатор Службы БАС по работе с семьями

–Млада, что самое главное для вас в вашей работе? Что или кто вас поддерживает и вдохновляет?

–Самое важно в нашей работе – то, что мы меняем жизнь общества в лучшую сторону. Мы работаем для людей, более всех нуждающихся в помощи и меньше других имеющих возможность её получить. Они являются индикатором состояния здравоохранения в нашей стране. Они должны получать все необходимое для жизни сейчас и в будущем получить решение проблемы лечения этого заболевания.

Вселяет силы то, что я вижу как на глазах за те 4 года, которые я работаю в фонде, ситуация меняется на глазах. Достигнуты невероятные результаты. То, что 3 года назад была яркой победой (например выдача респираторного оборудования), сейчас стало ожидаемым рядовым результатом. На наших глазах идет процесс создания адекватно работающей системы паллиативной медицинской помощи в регионах.

Безусловно это только начало, но оно положено. Очень поддерживает понимание того, как нужна наша работа пациентам с БАС и их родным. Именно вместе с ними, совместными усилиями мы будем работать на достижение нашей цели.

-6

Анна Шлыкова, координатор Службы БАС, патронажная медсестра

–Анна, какими качествами, кроме знания своих профессиональных обязанностей, по-вашему, должна обладать патронажная сестра? В чём вы видите свою миссию?

–На мой взгляд, патронажная сестра, кроме профессиональных знаний, должна обладать не просто внимательностью, а некой чуткостью к состоянию подопечного. Уметь, прежде всего, выслушать, постараться как бы вслушаться в потребности, ожидания, желания человека. Конечно, должно быть уважительное отношение к подопечному как к личности, у которой за плечами свой опыт, свои переживания и чувства.

Свою миссию вижу в жертвенном служении ближнему, служению любви, и только постоянно развиваясь и совершенствуясь самой во всех сферах, ибо как известно, «мы не можем дать человеку больше того, что имеем сами».

-7

Анна Козлова, медицинский консультант, патронажная медсестра

–Анна, вы несколько лет были патронажной сестрой фонда, а сейчас, закончив обучение, получили специальность доула конца жизни. Расскажите, почему выбрали такое направление и как это поможет в работе с подопечными фонда?

–Когда меня пригласили на работу в фонд, я пришла на должность патронажной сестры и почти 2 года работала в этой должности. Эта работа дала мне возможность в полной мере на практике помогать людям, делать то, что я умею, знаю, чем я много лет занималась. Плюс возможность узнать специфику фонда, специфику пациентов с БАС. Через 2 года было расширение штата, и появилась вакансия на должность медицинского специалиста, который занимается респираторной поддержкой. Это для меня было достаточно новое направление в какой-то мере, а мне всегда интересно узнавать всё новое. Поэтому я решила попробовать.

Я очень люблю фонд. И когда есть возможность развиваться как специалист в рамках фонда, не меняя работу, это на самом деле очень круто.

Когда я перешла на должность специалиста по респираторной поддержке, у меня появилась возможность помимо каких-то своих знаний освоить ещё и новые для меня навыки. Это работа с аппаратами, с откашливателем, с НИВЛ, более глубокая оценка состояния пациентов на нуждаемость в респираторном оборудовании. Ну, и помимо этого, время от времени я провожу консультации по патронажу.

Как только я пришла работать в фонд, мне сразу практически стало понятно, что помимо запроса на какую-то специализированную медицинскую помощь у наших подопечных и у их близких много запросов на поддержку и какое-то человеческое отношение. На возможность выговориться, быть услышанным. Поскольку сама специфика прогрессирующего неизлечимого диагноза накладывает свой контекст, того, что, состояние большинства наших пациентов достаточно быстро ухудшается, и, к сожалению, смерть среди них нередкий гость.

И я поняла, что мне хочется больше знать и понимать, как вести себя и как разговаривать с умирающими людьми и с их близкими, с горюющими людьми. Как говорить с человеком, который столкнулся с таким тяжелым диагнозом. И я стала изучать информацию о доуле смерти – человеке, который сопровождает умирающего на последних сроках его жизни.

Узнала, что существует такая профессия в Европе и в Америке, и она активно развивается. В конце 2023 года я закончила международные специализированные курсы, а в начале 2024 в России запустили первые подобные курсы доул конца жизни от Института развития человека в Питере. И, конечно, я сразу тоже на них пошла. В сентябре я их закончила, получила диплом гособразца и начала потихоньку в этом направлении двигаться.

Если в конце прошлого года я брала консультации на волонтерской основе, то в 2024 году появилась возможность по программе гранта проводить консультации доулы для наших подопечных и их близких в фонде. Пока в этом новом направлении не всё так гладко, как хотелось бы, потому что это в целом для нашего менталитета и для нашей страны ново. Но я точно знаю, что такие специалисты нужны, и верю, что мы повышаем информативность об этой профессии.

Ксения Демченко, координатор Службы БАС, специалист по социально-правовым вопросам

–Ксения, раньше выработали в соцзащите, а теперь, так сказать, оказались по другую сторону баррикад. Расскажите, изменилось ли ваше мировоззрение? Взгляды на систему социальной поддержки? Что сейчас самое важное для вас в вашей работе?

–Не могу сказать, что оказалась по другую сторону баррикад. Баррикады у нас общие, но подходы к осуществлению деятельности разнятся. Тот опыт, который мне дала работа с людьми в соцзащите, сформировал понимание системы социальной поддержки, но теперь, работая в фонде, я имею более комплексный взгляд на то, как эта система функционирует на практике для людей, которым необходима помощь.

Я видела усилия сотрудников соцзащиты, их поиски решений в сложных ситуациях, их стремление помочь даже при очевидных ограничениях системы. Они работают в непростых условиях, сталкиваясь с бюрократическими барьерами, но многие из них искренне стремятся оказывать реальную поддержку.

Моё мировоззрение не изменилось кардинально, скорее, расширилось и углубилось, и я вижу целью фонда и своей личной целью создание условий, где поддержка будет направлена на решение реальных проблем людей, а не на бюрократические процедуры и отработку заявлений, используя стандартные формы ответов без конкретики. И я уже вижу первые результаты этой работы, положительные отзывы от получателей поддержки. Подход фонда действительно позволяет добиваться реальных изменений в жизни людей, которым мы помогаем.

Поддержать работу Службы БАС, отправив любую комфортную сумму пожертвования, можно здесь.

Интервью провела Галина Фильковская,

pr-служба благотворительного фонда «Живи сейчас»