Есть красота скрытая, которую дано разглядеть не сразу, не во всём
и не каждому. Для поиска которой нужно приложить усилие и желание,
чтобы её почувствовать. С ней сложно.
А есть красота безусловная. Когда идеально всё.
От первого мягкого прикосновения к клавишам трепетных пальцев
пианиста, войлочные молоточки которых заставят задрожать теплом
звука, изначально холодные струны рояля.
И до финального затухания последнего, растаявшего в воздухе аккорда.
Сегодня о Шопене. Немного, но интимно. И в свободном форме.
Но для начала, давайте проясним некоторые моменты -
а для чего мы вообще так настойчиво рвёмся к "высокому и вечному",
чтобы что? Приобщиться к прекрасному?
Несомненно - да.
А сделает ли это нас лучше? Красота может спасти мир?
Несомненно - нет.
Если понимать это буквально, если эта красота только внешняя, пустая,
только приятная глазу и уху оболочка без внутреннего наполнения
развитой души, без отрешения от зла и обращения к добру, то это миф.
Позволю себе небольшое отклонение от темы, в виде давнего спора
о приобщении к культуре, где оппонент автора слов, процитированных
ниже, категорически утверждает - покажи список произведений,
которые ты слушаешь и я скажу кто ты.
И ответ автора академического канала Океан Между Нот,
который я сохранила, правда с оговоркой - Queen, The Beatles в одном
ряду с Бузовой? Но удалять не буду, смысла это не меняет:
...Подростки постоянно слушают всякую дрянь.
Раньше Битлз и Квин, сейчас Бузову и Коку.
Это ближе к их уровню развития. В тоже время классика никак
не влияет на морально-нравственные качества человека. НИКАК!
В прежние времена кроме классики ничего и не было...
И что? Люди были лучше? Да ни фига!
Классика не сделает вас добрее, красивее, смелее или великодушнее.
Вы не перестанете люто ненавидеть окружающих и раздражаться
по каждому пустяку. Она не решит ни одну вашу жизненную проблему.
А Моргенштерн и прочие рэперы и не претендуют на умы.
Человек рано или поздно выходит из их целевой
аудитории, взрослеет...
А ещё это высказывание дополняет и мой жизненный вывод -
НЕЛЬЗЯ НИКОМУ НИЧЕГО ПРИВИТЬ НАСИЛЬНО!
Вы будете слушать, слышать и видеть только в том случае, если ваша душа
этого просит. Если она будет чувствовать в этом необходимость!
А если всё же такая потребность в расширении кругозора у вас имеется,
то могу с чистой совестью порекомендовать, нет, не насквозь желтушный
канал КУЛЬТУРОЛОГИЯ, где от культурного только название, не советую,
а очень приятный во всех отношениях, познавательный, авторский канал
о классической музыке и музыкантах в формате лёгкого чтения -
канал "культшпаргалка" на Дзене (не реклама!).
Извиняюсь за столь вольное отклонение от рассказа,
но думаю, что это важное дополнение к теме -
можно будет и возразить, буду рада дискуссии.
Возвращаясь к Фредерику Шопену...
Я люблю романтиков... В них нет рамок, которые сдерживают фантазии
в строгой классической форме. Они полностью отдаются страстям.
Или мечтаниям. Или скорби. Полностью, без остатка...
Люблю Бетховена, этого ученика Венской классической школы,
за его революционный подход к творчеству, который позволил расширить академические границы до него существующие.
По сути, Бетховен стал связующим звеном, мостом, между периодом классицизма и периодом романтизма. И я благодарна ему за это!
Кто знает, в каком направлении развивалась музыкальная культура,
если бы не гений Бетховена? И смог бы появиться гений Шопена
на музыкальном горизонте? Да, конечно же - да.
Вот только слушатели вряд ли бы были подготовлены к такой свободе...
Я не буду пересказывать его биографию и оценивать его творчество -
при желании это можно найти в свободном доступе, где написано
об этом много, увлекательно и довольно подробно.
Только с одним, но прекраснейшим ноктюрном хочу вас познакомить,
который безупречен в своей красоте.
Примерно, как идеальна эта работа Владимира Боровиковского -
чудесный портрет 18-летней Марии Лопухиной.
На тот момент ещё не подозревающей о своей печальной судьбе,
которая унесёт её жизнь всего через несколько лет от, неизлечимой
тогда, чахотки. А пока - она молода, кокетлива, богата, полна жизни
и... прекрасна. Её портретом нельзя не залюбоваться!
Он лёгок для восприятия, потому как он живой, подвижный и сентиментальный.
И столько простора для вашего воображения!
То же самое и с этим Ноктюрном №1 (b-moll) Шопена,
который посвящён бельгийской пианистке Мари Плейель.
Шопен преклонялся перед её талантом и поэтому решил выразить
своё почтение через этот музыкальный опус.
Интересно, что в эту талантливую женщину был безумно влюблен композитор Гектор Берлиоз. Они были помолвлены, но Мари передумала и вышла замуж
за музыканта Камиля Плейеля. Узнав об этом, Берлиоз в отчаянии планировал уби*ство возлюбленной и затем намеревался покончить с собой, для чего
даже украл пистолеты, но потом отказался от этой затеи.
Вот такой ореол страстей вокруг этой женщины...
Не думаю, что с Шопеном их связывали романтические отношения,
скорее тесная дружба, но всё же - кто знает, что на самом деле
испытывал к ней Шопен? Не очень похоже на товарищеские чувства...
Вот как описывал свои впечатления от этого ноктюрна, русский композитор
Николай Филиппович Христианович:
...Вы отдаетесь сначала каким-то неясным мечтаниям...
Но что за образ возникает перед вами, что отделяется от туманного фона? Какое-то воспоминание о лучших днях, а с ним вместе какой-то милый
голос слышится вам... сначала тихо, но потом все яснее и яснее становится смысл его слов, быть может, слов давно забытых вами?
„Опять тоска, опять страданье"... в памяти вашей восстает, как призрак, последний мучительный порыв к невозвратно-прошедшему...
и вы пробуждаетесь, мечтания улетают, спокойный аккорд возвращает
вас к действительности...
И знаете, что интересно? Как только у меня сформировался образ Шопена,
как художника, рисовальщика, который вместо кисти использует звуки,
но так же ярко и зрительно, мне тут же попалась характеристика Генриха Гейне, который называет Шопена "Рафаэлем фортепиано". Совпадение? Не думаю...
Постарайтесь выбрать время, забыть о проблемах, может даже закрыв глаза,
послушать это произведение - что вам будет представляться?
Тоже, как автору видеоряда - созерцательная красота скромного шопеновского музея в Желязова-Воля в великолепном природном обрамлении?
Или грусть невероятная, да тоска о былом, да упущенном?
И пусть вас не смущает одинокая фигура в современном одеянии в финале,
ибо переживания эти вечны, вне зависимости от времени, от эпохи...