Найти в Дзене
Культовая История

7 ужасных вещей, с которыми сталкивался обычный человек в Средневековье

Оглавление

Тяжёлые времена таили в себе множество опасностей. Стоит только взглянуть на реальности Средневековья — и вся романтическая аура рыцарской эпохи мгновенно рассыпается в прах.

Да здравствует наш суд!

Некоторые думают, что в Средневековье смертная казнь была повсеместной. На самом деле всё было куда страннее. Конечно, «высшая мера» существовала, но основными видами наказания были штрафы, клеймение и покаяние. Главной проблемой было вообще поймать преступника.

Чтобы установить вину, нередко прибегали к абсолютно диким методам — например, «суду огнём» или «поединку по праву».

Фрагмент иллюстрации “Судебный поединок между мужчиной и женщиной”, Ганс Тальхоффер, 1467.
Фрагмент иллюстрации “Судебный поединок между мужчиной и женщиной”, Ганс Тальхоффер, 1467.

Если кто-то был убит, «средневековые следователи» могли использовать «круентацию» — странный обряд, в котором умерший якобы выступал свидетелем против обвиняемого! И это далеко не единственный курьёз средневековой юриспруденции.

Фрагмент картины “Арест несправедливого судьи”, Жерар Давид, “Суд Камбиса”, 1498.
Фрагмент картины “Арест несправедливого судьи”, Жерар Давид, “Суд Камбиса”, 1498.

Если вина человека была доказана, но самого преступника найти не удалось, наказывали чучело, изображавшее злодея. После такой «расправы» настоящий преступник мог быть помилован — ведь приговор, по сути, уже был «приведён в исполнение».

Хлеб — всему голова

Может показаться, что нет ничего проще, чем буханка хлеба. Но в Средневековье даже обычный хлеб мог оказаться билетом в один конец. Виной всему — спорынья, ядовитый грибок-паразит, поражавший рожь. Люди тогда не знали об опасности и употребляли заражённое зерно. А ведь хлеб составлял до 70% рациона обычного человека!

Отравление вызывало судороги, спазмы и галлюцинации.

-3

Из-за этих жутких симптомов болезнь называли «пляской святого Витта» или «огнём святого Антония». Никто не связывал её с хлебом — ведь хлеб считался «телом Христовым», а болезнь воспринималась как Божье наказание за грехи. Люди искали спасения в массовых паломничествах.

Недостойно дам драться!

В литературе часто описывают, как мужчины защищали женскую честь — рыцари в сияющих доспехах сражались с негодяями. Даже вымышленный Дон Кихот, будучи в возрасте за пятьдесят, готов был сражаться с ветряными мельницами ради придуманной Дульсинеи. Но в Средневековье женщины были не менее решительными и отважными, чем сейчас.

Фрагмент картины “Женская дуэль”, Хусепе де Рибера, 1636.
Фрагмент картины “Женская дуэль”, Хусепе де Рибера, 1636.

Самая известная женская дуэль произошла в Неаполе в 1552 году. Две аристократки — Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелло — сражались из-за мужчины по имени Фабио де Церезола. Сначала они атаковали друг друга копьями, затем перешли к булавам и мечам. В итоге победила Диамбра. Но завоевала ли она сердце Фабио? История об этом умалчивает.

Приказано тащить пелёнку

Кажется, что аккуратно запеленать младенца — дело безобидное. Но в Средние века люди были буквально одержимы этим процессом. Детей «мумифицировали» в пелёнках, полагая, что это поможет правильно сформировать тело.

Доктор Альдобрандини из Сиены рекомендовал посыпать младенца лепестками роз, слегка посолить (будто блюдо на кухне), а затем туго завернуть в льняные бинты, ведь «ребёнок принимает форму, как воск».

Фрагмент картины “Портрет ребёнка”, Юстус Сустерманс, 1642.
Фрагмент картины “Портрет ребёнка”, Юстус Сустерманс, 1642.

Эту процедуру предписывалось повторять трижды в день: разворачивать, протирать вином и снова туго пеленать. О комфорте младенца никто особенно не думал. Англичанин Бартоломью объяснял тугие повязки тем, что органы ребёнка якобы ещё не сформированы и могут «сдвинуться».

Гигиена — это не скучно

Купание младенцев в Средневековье считалось скорее необязательным. Главное — вовремя менять пелёнки. В 1612 году врач Жак Гийом советовал: закрыть все двери и окна, сесть у камина, положить младенца на колени, зажать между ног (чтобы не вырвался), накрыть плащом (чтобы не простудился) и осторожно протереть льняной тканью, смоченной вином — трижды в день, и ночью при необходимости.

-6

Жак Гийом предупреждал: если вы всё же решились на купание ребёнка, приготовьтесь к мучениям. Нотариус Франческо да Барберино (не имеющий никакого отношения к медицине!) рекомендовал после мытья втирать оливковое масло в суставы и ноздри младенца.

Общие костницы

Шутки шутками, а у средневековых кладбищ была серьёзная проблема — нехватка места. Особенно после эпидемий останки старых захоронений выкапывали и переносили в общие костницы или «дома костей». Считалось, что для воскресения в Судный день достаточно лишь части останков.

Поэтому людей хоронили не всегда целиком — в костницы переносили только некоторые кости. Верующие приходили туда молиться и размышлять о смерти, глядя на останки, обрамлённые надписями вроде «Memento mori» («Помни о смерти»).
Поэтому людей хоронили не всегда целиком — в костницы переносили только некоторые кости. Верующие приходили туда молиться и размышлять о смерти, глядя на останки, обрамлённые надписями вроде «Memento mori» («Помни о смерти»).

Размышления о бренности жизни и пути в загробный мир были обычным делом. Неудивительно, что издавались целые руководства, например, Искусство умирать. Повседневные реалии — чума, войны, нищета — к этому вполне располагали.

Странные напитки

Существует миф, будто средневековые европейцы пили в основном крепкие напитки, потому что вода была опасной. Это не так — вода из колодцев была вполне пригодна для питья.

Но тяга к спиртному действительно была велика. Средневековое пиво сильно отличалось от современного — оно было густым, почти как каша. Хмель не использовался (его начали добавлять только в XV веке). Вместо этого применяли порошковую смесь под названием gruit, в которую входили вереск, полынь и другие травы.

Одинокие пивовары нередко добавляли в напиток что попало, например, кору ели. Эту бурду запивали сырыми яйцами и тмином!
Одинокие пивовары нередко добавляли в напиток что попало, например, кору ели. Эту бурду запивали сырыми яйцами и тмином!

Особенно опасным было «пиво для богатых», которое подавалось в керамике с глазурью, содержащей свинец. Неудивительно, что от отравления ртутью и свинцом страдали не только простолюдины, но и аристократы.