Владимир Путин подписал закон о запрете рекламы в Инстаграме* и Фейсбуке* с 1 сентября 2025 года. Это значит, что в этих соцсетях нельзя будет размещать бартерную рекламу у блогеров, распаковки, обзоры, ссылки на товары и артикулы товаров с маркетплейсов.
Ответственность за нарушение запрета будут нести как рекламодатель, так и рекламораспространитель — блогер. С 1 сентября им придется расторгнуть действующие договоры. За размещение платных публикаций в запрещенных соцсетях обеим сторонам грозят штрафы:
- ИП — от 4 000 до 20 000 ₽;
- малым предприятиям — от 50 000 до 250 000 ₽;
- остальным компаниям — от 100 000 до 500 000 ₽.
Мы поговорили с селлерами, которые размещают рекламу у блогеров в Инстаграме*, и узнали, как они относятся к новым правилам и что будут с этим делать.
Как зарабатывать больше на маркетплейсах — подробнее рассказываем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @bs_marketplace
Данил Павлюк, торгует женской одеждой на Wildberries
Считаю, что спрос на услуги блогеров останется высоким, но реклама изменится: ее перестанут маркировать и сделают нативной. Блогеров делят на два типа. Первые — бартерные, начинающие, с небольшой аудиторией, работают за товары. Они больше пострадают из-за нового закона: им потребуются инвестиции, чтобы продвигать свои каналы на разрешенных платформах.
Второй тип — блогеры с большой лояльной аудиторией, которым платят за рекламу. Если им запретят рекламировать товар в Инстаграме*, они, скорее всего, начнут рекомендовать его лично от себя. Этого им никто не запрещает. Такие рекомендации не надо маркировать как рекламу и об этом нельзя догадаться — только если взломать аккаунт блогера в соцсети и прочитать переписку о том, что ему переводили деньги за рекламу.
Дмитрий Калачев, собственник бренда женской спортивной одежды 8Yoga
Новый закон на нас не отразится — только сэкономим деньги, которые тратим на блогеров в Инстаграме*. Перейдем в соцсети, которые не запрещены. Уже сейчас перекладываем больше денег на рекламу у блогеров в Телеграме, тестируем, сколько она будет приносить дохода.
Если сравнить стоимость рекламы у одного и того же блогера на разных площадках, в Инстаграме* она может быть в три раза дороже, чем в Телеграме. А по охватам аудитории цифры плюс-минус равны.
Анастасия Павлова, основательница бренда текстильных изделий LeoHome
На моем бизнесе запрет на рекламу в Инстаграме* не отразится, потому что результата от сотрудничества с блогерами не было. Будем размещать рекламу в обычных пабликах во ВКонтакте, в телеграм-каналах и других социальных сетях, например на Ютубе — он пока не запрещен. Недавно купили рекламу в трех пабликах во ВКонтакте — визуально это дало результата больше, чем от рекламы в Инстаграме*. При этом во ВКонтакте никому не надо передавать товар — просто размещаем пост, и все.
Виктория Данилова, владелица бренда гигиенических товаров MAKVI
Телеграм-каналы и паблики во ВКонтакте станут основными альтернативами Инстаграму*. Вероятно, из-за повышенного спроса на рекламу в этих соцсетях бюджет на продвижение придется скорректировать. Аудитория активно мигрирует в Телеграм — это открывает перед нами новые возможности. Будем адаптироваться к новым условиям и продолжать работать над узнаваемостью бренда.
Алла Защепенкова, представительница бренда WestCoast на маркетплейсах
К новому закону отношусь отрицательно, так как, скорее всего, реклама у блогеров сильно подорожает. Обычно я покупаю рекламу у мелких блогеров — для наших товаров она более эффективна. Думаю, что с 1 сентября многие из них откажутся рекламировать товары в запрещенных соцсетях.
Внешняя реклама важна для селлера. Возможно, придется переходить на крупных блогеров, которые меньше будут бояться штрафов и в принципе найдут обходные пути.
Также будем покупать рекламу во ВКонтакте и Телеграме. Насколько эффективной она будет — пока не могу судить, но думаю, первое время без внешней рекламы в Инстаграме* нам будет сложно.
Олег Кузнецов, руководитель группы маркетологов маркетплейсов Seller24
Продавцам нужно тестировать другие каналы привлечения внешнего трафика — ВКонтакте, RUTUBE, Ютуб. Особенно советую обратить внимание на Телеграм и Дзен, где очень вовлеченная аудитория. В остальном все зависит от продукта. Инструменты и электроника хорошо продаются через Яндекс Директ, одежду можно продвигать в Телеграме и во ВКонтакте через нативные интеграции. Эффективность ниже, аудитория другая, но альтернатив не так уж и много.
Внутренняя реклама на маркетплейсах может сыграть как в плюс, так и в минус — ставки в аукционах рекламы могут сильно взлететь.
Из новых каналов селлерам можно заходить в Wibes от Wildberries — условный аналог TikTok. Хотя продукт пока сырой, перезалить контент на площадку точно имеет смысл. А будет ли он работать — покажет время.
* Соцсети «Инстаграм» и «Фейсбук» принадлежат компании Meta, их деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России.