Железная дорога до Магадана — давняя мечта. Об этом проекте говорят уже давно. Обсуждался он еще во времена Российской империи. Соответствующие наработки в разных вариациях были и при СССР. После распада Союза тема также периодически выходила на повестку дня, а в прошлом десятилетии, когда стальную магистраль от БАМа тянули в направлении Нижнего Бестяха, подчеркивалось, что к 2022 году ее доведут и до побережья Охотского моря. Но не случилось. В Минэкономразвития РФ в 2018-м эту инициативу и вовсе назвали рискованной.
Однако в 2021-м стало известно, что в РЖД вернулись к проработке данного вопроса, а в 2023-м отечественные специалисты уже занимались подготовкой предварительного технико-экономического обоснования проекта. Более того, о своем желании участвовать в кампании заявили и крупные китайские игроки. Правда, взамен они хотят получить доступ к месторождениям полезных ископаемых. Мы уже писали об этом пару лет назад (см. ссылку в конце статьи).
Что касается новых шагов на пути реализации этой давней задумки, то очередной такой шаг был сделан в 2025-м — в АО «АК «ЖДЯ» заявили, что компания приступила к определению более точной трассы железнодорожной магистрали Нижний Бестях – Хандыга. В целом, проект разбили на три этапа (данный участок относится к первому этапу). Суммарная протяженность всей линии до Магадана составит около 1,8 тыс. км. К тому же заинтересованность в проекте выразил «Нацпроектстрой», который готов совместно с «Железными дорогами Якутии» продвигать эту инициативу.
Важно отметить, что в рамках реализации первого этапа построят совмещенный мостовой переход через Алдан, что имеет важное значение и в контексте автоперевозок. Как отметил в комментарии «Строительному миру» председатель Национального агентства стратегического развития Арктики Александр Еликов, известный многим как путешественник, установивший несколько мировых рекордов (например, он достиг мыса Челюскин — крайней северной точки Евразии — на стандартном автомобиле), строительство капитальной переправы через Алдан сложно переоценить.
По его словам, грузопоток на данном направлении увеличивается с каждым годом, но из-за отсутствия упомянутого моста Магадан по факту оказывается отрезанным от Большой земли примерно на два-три месяца. Появление же круглогодичной дороги через водную преграду позволит беспрерывно осуществлять грузоперевозки. Если говорить о стальной магистрали, то, по мнению Еликова, ее наличие даст толчок к развитию территорий. К тому же она позволит разгрузить БАМ и Транссиб, хотя для этого необходимо развить также портовую инфраструктуру в районе Магадана.
Данный проект он назвал жизненно необходимым и верным решением, подчеркнув, что еще относительно недавно звучали критические замечания относительно Байкало-Амурской магистрали — некоторые называли ее «бесполезной железкой», на которую потратили огромные средства, а она оказалась по факту ненужной. Действительно, после распада СССР объем перевозок резко сократился, но сегодня и БАМ, и Транссиб попросту не справляются с нагрузкой. Поэтому, уверен Еликов, и линия на Магадан имеет большие перспективы и ее появление даст мощный толчок к дальнейшему развитию Дальнего Востока.