Найти в Дзене
Строительный мир

Железная дорога до Магадана: проект, о котором мечтали еще при царе, стал на шаг ближе

Железная дорога до Магадана — давняя мечта. Об этом проекте говорят уже давно. Обсуждался он еще во времена Российской империи. Соответствующие наработки в разных вариациях были и при СССР. После распада Союза тема также периодически выходила на повестку дня, а в прошлом десятилетии, когда стальную магистраль от БАМа тянули в направлении Нижнего Бестяха, подчеркивалось, что к 2022 году ее доведут и до побережья Охотского моря. Но не случилось. В Минэкономразвития РФ в 2018-м эту инициативу и вовсе назвали рискованной.

© Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (У разъезда Якутский, 1976 г. Участок от Тынды до Беркакита протяженностью 220 км сдали в постоянную эксплуатацию в декабре 1978 г. В следующем десятилетии стальная магистраль дошла до Нерюнгри. От последнего до Томмота линия дошла в 2004 г., а еще через десять лет — до Нижнего Бестяха )
© Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (У разъезда Якутский, 1976 г. Участок от Тынды до Беркакита протяженностью 220 км сдали в постоянную эксплуатацию в декабре 1978 г. В следующем десятилетии стальная магистраль дошла до Нерюнгри. От последнего до Томмота линия дошла в 2004 г., а еще через десять лет — до Нижнего Бестяха )

Однако в 2021-м стало известно, что в РЖД вернулись к проработке данного вопроса, а в 2023-м отечественные специалисты уже занимались подготовкой предварительного технико-экономического обоснования проекта. Более того, о своем желании участвовать в кампании заявили и крупные китайские игроки. Правда, взамен они хотят получить доступ к месторождениям полезных ископаемых. Мы уже писали об этом пару лет назад (см. ссылку в конце статьи).

© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Ст. Нижний Бестях, 2016 г.)
© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Ст. Нижний Бестях, 2016 г.)

Что касается новых шагов на пути реализации этой давней задумки, то очередной такой шаг был сделан в 2025-м — в АО «АК «ЖДЯ» заявили, что компания приступила к определению более точной трассы железнодорожной магистрали Нижний Бестях – Хандыга. В целом, проект разбили на три этапа (данный участок относится к первому этапу). Суммарная протяженность всей линии до Магадана составит около 1,8 тыс. км. К тому же заинтересованность в проекте выразил «Нацпроектстрой», который готов совместно с «Железными дорогами Якутии» продвигать эту инициативу.

© ОАО "РЖД" (Фрагмент карты из Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г., опубликованной в 2008 г.)
© ОАО "РЖД" (Фрагмент карты из Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г., опубликованной в 2008 г.)

Важно отметить, что в рамках реализации первого этапа построят совмещенный мостовой переход через Алдан, что имеет важное значение и в контексте автоперевозок. Как отметил в комментарии «Строительному миру» председатель Национального агентства стратегического развития Арктики Александр Еликов, известный многим как путешественник, установивший несколько мировых рекордов (например, он достиг мыса Челюскин — крайней северной точки Евразии — на стандартном автомобиле), строительство капитальной переправы через Алдан сложно переоценить.

© roads.ru (Федеральная трасса Р-504 «Колыма» сегодня остается разорванной из-за отсутствия капитальной переправы через р. Алдан. Таким образом, участок с 350-го по 374-й остается одним из наиболее проблемных. В случае возведения перехода он станет одним из самых длинных в России — 3,9 км, плюс около 20 км подъездных дорог)
© roads.ru (Федеральная трасса Р-504 «Колыма» сегодня остается разорванной из-за отсутствия капитальной переправы через р. Алдан. Таким образом, участок с 350-го по 374-й остается одним из наиболее проблемных. В случае возведения перехода он станет одним из самых длинных в России — 3,9 км, плюс около 20 км подъездных дорог)

По его словам, грузопоток на данном направлении увеличивается с каждым годом, но из-за отсутствия упомянутого моста Магадан по факту оказывается отрезанным от Большой земли примерно на два-три месяца. Появление же круглогодичной дороги через водную преграду позволит беспрерывно осуществлять грузоперевозки. Если говорить о стальной магистрали, то, по мнению Еликова, ее наличие даст толчок к развитию территорий. К тому же она позволит разгрузить БАМ и Транссиб, хотя для этого необходимо развить также портовую инфраструктуру в районе Магадана.

© Андрей Перцев / CC BY-SA 4.0 (Красным – Транссиб, Зеленым – БАМ, Оранжевым – АЯМ)
© Андрей Перцев / CC BY-SA 4.0 (Красным – Транссиб, Зеленым – БАМ, Оранжевым – АЯМ)

Данный проект он назвал жизненно необходимым и верным решением, подчеркнув, что еще относительно недавно звучали критические замечания относительно Байкало-Амурской магистрали — некоторые называли ее «бесполезной железкой», на которую потратили огромные средства, а она оказалась по факту ненужной. Действительно, после распада СССР объем перевозок резко сократился, но сегодня и БАМ, и Транссиб попросту не справляются с нагрузкой. Поэтому, уверен Еликов, и линия на Магадан имеет большие перспективы и ее появление даст мощный толчок к дальнейшему развитию Дальнего Востока.

В обмен на ресурсы: Китай готов построить железную дорогу до Магадана
Строительный мир18 марта 2023