Найти в Дзене
Алексей Фролов

Мой путь к Граалю. Часть 11

Гамурет бежит из Саламанки под покровом ночи, вступив в сговор с неким «моряком»: Он сговорился с моряком, Который был ему знаком По прежним доблестным походам. Моряк был из Севильи родом И, к маврам злобой одержим, Анжуйца причислял к своим. «Коль нас не выдашь чернокожим, Мы, господин, тебе поможем...» …Была дорога нелегка. Вознаградил он моряка Червонным золотом... Богата Была условленная плата... Интересно, что переправкой армии Тарика-ибн-Зийяда через Гибралтар занимался византиец граф Юлиан, правитель Сеуты, христианского анклава на северном побережье Африки, предоставив для этого суда своего торгового флота. По этой причине жители иберийской Андалусии не сразу поняли, что берберы приплыли их завоевать и вместо организованного сопротивления просто ушли в горы. Первая вылазка берберов принесла им лёгкую и богатую добычу. По легенде, предательство Юлиана случилось вследствие изнасилования его дочери Родерихом, королём иберийских вестготов. Именно Юлиан сообщил арабам о лёгкой добы
Ночная Севилья. Башня Хиральда, XII век.
Ночная Севилья. Башня Хиральда, XII век.

Гамурет бежит из Саламанки под покровом ночи, вступив в сговор с неким «моряком»:

Он сговорился с моряком,

Который был ему знаком

По прежним доблестным походам.

Моряк был из Севильи родом

И, к маврам злобой одержим,

Анжуйца причислял к своим.

«Коль нас не выдашь чернокожим,

Мы, господин, тебе поможем...»

…Была дорога нелегка.

Вознаградил он моряка

Червонным золотом... Богата

Была условленная плата...

Интересно, что переправкой армии Тарика-ибн-Зийяда через Гибралтар занимался византиец граф Юлиан, правитель Сеуты, христианского анклава на северном побережье Африки, предоставив для этого суда своего торгового флота. По этой причине жители иберийской Андалусии не сразу поняли, что берберы приплыли их завоевать и вместо организованного сопротивления просто ушли в горы. Первая вылазка берберов принесла им лёгкую и богатую добычу.

По легенде, предательство Юлиана случилось вследствие изнасилования его дочери Родерихом, королём иберийских вестготов. Именно Юлиан сообщил арабам о лёгкой добыче за морем и подтолкнул их к разбойному набегу, приведшему через 5 лет к захвату всего Иберийского полуострова.

От Гамурета с Белаканой

На свет явился мальчик странный:

Он – видно, Бог того хотел -

Был столь же черен, как и бел,

Пятнистой наделенный кожей,

На мать и на отца похожий...

…Да, в битвах был неукротим

Сей Лесоруб, сей рыцарь смелый,

Под стать сорокам черно-белый

(И белолиц и чернолиц),

Отважный воин Фейрефиц…

Согласно примечаниям к переводу Л. Гинсбурга, имя «Фейрефиц» произведено от старофранцузского vaire fiz – пестрый сын. Из этого описания сын Гамурета и Белаканы выглядел несколько гротескно, фантастически. Примерно вот так:

Башир Азиз
Башир Азиз

Вольфрам фон Эшенбах очень точно описывает отнюдь не сказочное, но довольно-таки редкое генетическое явление под названием «витилиго». Витилиго — нарушение окраски кожи, характеризующееся появлением обесцвеченных, часто симметрично расположенных пятен различных размеров и очертаний, молочно-белого цвета; пятна обнаруживают склонность к краевому росту (health.genotek.ru).

Малыш со временем подрос.

Сквозь черноту его волос

Пробился золотистый локон…

Локон был, но не золотистый. По приведённой выше фотографии молодого мужчины-модели Башара Азиза видна и такая особенность: при витилиго некоторые пряди волос становятся белоснежными. Причём это действительно проявляется со временем в процессе взросления.

Одной из причин витилиго врачи называют стресс. В тексте Эшенбаха мы встречаем указание на то, как сильно переживала Белакана разлуку с супругом:

Она кричит ему вослед:

"Вернись ко мне, мой Гамурет!

Коль ты готов на возвращенье,

Я хоть сейчас приму крещенье.

Разлуки яд в моей крови

Отравит плод твоей любви!

Моя печаль его иссушит!

О, как меня разлука душит!"

Ее измучила тоска -

Ничем душа не насладится.

Ведь горлица без голубка

На ветку чахлую садится.

Она затворницей жила

И в час урочный родила...

Это место в поэме доказывает качество документальности, фактографию некоторых описаний Эшенбаха. В свою очередь, это вызывает вопрос о пропорциях в соединении фактов и вымысла в исследуемом тексте.

А Гамурет, его отец,

В Севилью прибыл наконец,

Сдается нам – не меньше года

Он бороздил морские воды…

Впервые мы встречаем указание на истекшее время. Это интересное замечание намекает, что Гамурет не просто пересёк Средиземное море, поскольку переход под парусом в спокойном режиме через Средиземное море к Гибралтару и потом до Канар может занять не более месяца.

Арабы завоевали портовый город Севилью (а в то время он именовался Испалис или Гиспалис) в 712 году, примерно через год после захвата Саламанки, и сделали его столицей провинции Ишбилья, от которой и происходит современное название Севильи.

Случайно ли упоминание этого города на пути Гамурета? В 590 и 619 годах здесь проводились два крупных церковных собора (concilia Hispalensia). На II Севильском соборе в результате спора епископов Исидора Севильского и Георгия участники собора пришли к необходимости принять канон о двух природах Христа, тот самый, который был сформулирован на Четвёртом Вселенском соборе в V веке и как символ присутствовал на знамёнах Белаканы.

На нашей карте появляется новая путевая пометка.

-3

Продолжение всегда следует.