Найти в Дзене
Шпаргалка оптимиста

Почему многозадачность — миф (и что делать вместо неё)

Оглавление

Мы живём в мире, где умение «делать несколько дел одновременно» считается преимуществом. Работодатели ищут «многозадачных» сотрудников, люди гордятся тем, что успевают отвечать на емайл во время совещаний, смотреть вебинар и скроллить соцсети, едят под ТВ, одновременно выполняя домашние обязанности.

При этом наука говорит обратное: «многозадачность — это иллюзия». Вместо повышения продуктивности, снижается эффективность, увеличивается количество ошибок и наносится вред мозгу.

Разберёмся, почему многозадачность не работает, и что нужно, чтобы успевать больше без вреда для качества работы.

Иллюстация от ИИ
Иллюстация от ИИ

Почему многозадачность — это миф?

Мозг не может фокусироваться на двух задачах одновременно

Исследования Стэнфордского университета показывают: «мозг не выполняет несколько задач параллельно — он быстро переключается между ними». При этом нужно понимать, что на само переключение тоже тратится энергия.

Пример:

Вы пишете отчёт и параллельно отвечаете в чат.
Мозг делает это не одновременно — он тратит время на переключение.
Каждое такое переключение снижает концентрацию и увеличивает время выполнения обеих задач.

Многозадачность снижает качество работы

Когда внимание рассеяно:

  • ✔ Растёт количество ошибок (пропущенные детали, опечатки, неверные решения).
  • ✔На выполнение задач требуется больше времени (из-за постоянного «переключения» фокуса).
  • ✔ Увеличивается уровень стресса (мозг устаёт от хаотичного переключения и боится что-либо пропустить).

Хроническая многозадачность ухудшает когнитивные способности

Данные из исследования английских ученых показывают:

  1. У людей, практикующих многозадачность, снижается уровень интеллекта (как после бессонной ночи).
  2. Ухудшается способность фильтровать ненужную информацию.
  3. Падает креативность и критическое мышления.

Как отойти от многозадачности?

✅ 1. Перейти на однозадачность

Казалось бы, очевидное решение, однако легче сказать, чем выполнить. Суть в том, чтобы научится выделять время на одно дело и не переключаться на другие.

Этапы применения:

Ожидаемый эффект:

  • Скорость выполнения задач увеличивается на 20–40%.
  • Качество работы становится выше.

Иллюстрация ИИ
Иллюстрация ИИ

✅ 2. Группировать однотипные задачи (пакетирование)

Можно выделить задачи со схожими характеристиками, например письменные, технические, коммуникационные.

Как применять:

  • ✔ Отвечать на письма (2–3 раза в день), а не постоянно.
  • ✔ Выделять отдельное время для соцсетей, звонков, рутинных дел.

Ожидаемый эффект:

  • Меньше переключений → меньше усталости.
  • Выше скорость обработки информации.

✅ 3. Использование «правила 2-х минут»

Важно учесть, что у «правила двух минут» есть свои ограничения. Не стоит постоянно прерываться на короткие задачи, это может помешать концентрации на более важных проектах.

Как применять:

  • ✔ Если задача занимает менее 2 минут (например, короткий ответ в чате) — делайте её сразу.
  • ✔ Если дольше — заносите в список и выполняйте в запланированное время.

Ожидаемый эффект:

  • Не накапливаются мелкие дела, которые отвлекают позже.

✅ 4. Управлять вниманием, а не временем

Если чему-то уделять время, но не уделяете внимания, то эффекта не будет. К примеру, если проводить время с семьей, но думать о работе, то большая часть внимания на самом деле отдана работе.

Как применять:

  • ✔ Определять периоды максимальной продуктивности (например, утро) и работать над сложными задачами в это время.
  • ✔ Простые/рутинные дела оставлять на «спады» энергии.

Ожидаемый эффект:

  • Приоритетные задачи решаются быстрее.
  • Меньше прокрастинации.

Иллюстрация ИИ
Иллюстрация ИИ

Что запомнить?

Многозадачность = миф. Мозг не делает несколько дел сразу, а переключается, теряя эффективность.

Однозадачность работает лучше. Фокус на одной задаче экономит время и снижает ошибки.

Лучшие альтернативы:

  • - Группировка задач.
  • - Работа отрезками.
  • - Правило 2 минут (не копить мелкие задачи).

Попробуйте «хотя бы неделю» работать в режиме однозадачности — и заметите, что успеваете больше с меньшим стрессом.