Девочка родилась в бедной еврейской семье в Литве, осиротела в 10 дней, но сумела стать «королевой моды». У всех на слуху Коко Шанель, которая подарила женщинам маленькое черное платье. Но мало кто знает о другой модистке, которая подарила будущим мамам платья, сшитые специально для них.
Данная статья - завершение истории, как все сшитые платья для беременных оказались раскуплены клиентками за один день. Случилось это в 1911 году.
Итак, некоторые штрихи к портрету Лены (Лейн) Брайан.
Своим сотрудницам она выплачивала зарплату по справедливости, а не доллар в неделю и не центом больше, как получала она сама буквально недавно.
Фамилию Лена меняла в жизни 4 раза (а не только имя). Девочка родилась в 1879 году в бедной еврейской семье. Мать ушла в иной мир через десять дней после появления малютки.
Отец был молод и беден, поэтому своих дочерей отнес / отвел к тестю. Больше Лена и ее сестра папу не видели.
Дедушка по матери — уважаемый раввин. Он дал внучкам свою фамилию Химмельштейн, чтобы на внучек тоже распространялось уважение. Дедушка дам им образование, а бабушка научила шить. Зарабатывать шитьем стали еще в Литве.
И тогда же обнаружился особый дар Лены: на глаз и без ошибок снимать мерки с клиентки.
Обе девочки Химмельштейн росли не только мастеровитыми, но и уверенными в себе. Самооценка в норме, а еще у них была уверенность: нас ждут великие дела!
На удачное замужество сестры не рассчитывали, потому что дедушка им не мог дать приданое. Бесперспективность жизни в литовской деревне, где главным считалось выйти замуж и стать матерью, и толкнуло старшую (Анну) на переезд в США в 16 лет. В Америку отправлялась зажиточная супружеская пара, они и взяли девушку с собой. А через 2 года уже самостоятельно, в трюме с незнакомыми людьми, в Америку отправилась Лена.
Путь из швеи за доллар в неделю к основательницы собственного бренда не был гладким: типа "Села на корабль, сошла в США, немного поработала и - вуаля! - собственный бренд. Америка - страна счастливцев!"
На открытие собственной мастерской Лену и ее сестру Анну подтолкнула нужда: Лена Брайант овдовела, у нее на руках остался сын Рафаэль. А женщин с детьми даже на тяжелую работу по 12-14 часов в сутки не брали. Да и с кем оставлять Рафаэля, если мама и тетя - в чужой мастерской за доллар в неделю сидят за швейными машинками, не разгибая спин?
А так... Сняли квартирку. В одной комнате сестры с ребенком жили, в другой шили и принимали заказы.
В предыдущей статье я рассказала, что овдовевшая Лена для открытия своей мастерской отнесла в ломбард золотые сережки с бриллиантами, которые ей муж подарил на свадьбу. Те золотые сережки с бриллиантами в ломбард носились многократно. Их закладывание помогало залатать дыру в бюджете.
Второй муж в жизни Лены-Лейн появился тоже не случайно: его искала ей еврейская община Нью-Йорка. Лена нашла безработного инженера Альберта Малсина и вышла за него в 1909 году.
И испортила отношения с сестрой, которая недолюбливала Малсина, потому что считала аферистом. А тот платил «взаимностью».
В свое время жених Анны одолжил Лене 300 долларов на открытие магазина готового платья.
Напомню, что прибывшие в США Лена и ее сестра Анна, работая в швейной мастерской по найму 12-14 часов в день, получали 1 доллар в неделю каждая. Т.е. сумма в 300 долларов - более чем приличная для сестер Химмельштейн.
Когда конфликт между сестрами и их мужьями достиг критической точки, Анна продала свою долю сестре за 4 тысячи.
План Анны был прост: открыть на эти деньги СВОЙ магазин готового платья, т. е. стать конкуренткой младшей сестры.
Но дизайнерские задумки были Лены. А Альберт через суд лишил Анну и ее мужа права использовать чужое.
За первые 4 года брака Лена родила 3 детей. Так что с фасонами одежды для беременных она экспериментировала на себе.
Насчет афериста не знаю, но второй муж Лены стал вести бухгалтерский учет на профессиональном уровне, а не хаотично, как было раньше. Он подтолкнул Лену придумывать фасоны не только платьев, но и блузок, юбок, плащей, пальто для будущих мам.
Из предыдущей статьи вы узнали, что большинство газет не соглашались публиковать объявление о продаже платьев для беременных. Даже после «переломного» 1911 года СМИ отказывались публиковать подобные объявления:
Альберт придумал печатать каталог и через него находить новых покупателей. Заказы принимались по почте в том числе.
В 1917 году компания, торгующая одеждой для будущих мам, занимала 12 (!!!) этажей в 18-ти этажном здании.
Как вы понимаете, на глазах у всего Нью-Йорка и всей Америки нищая эмигрантка из Литвы, вдова с ребенком на руках, прошла путь от швеи по найму за доллар в неделю до королевы готового платья, чья компания занимает аж 12 этажей.
Путь Лены Химмельштейн-Брайан-Малсин захотели повторить многие. Конкуренция росла. А потом Лене пришла мысль расширить клиентуру за счет женщин нестандартных размеров. В 1922 году открылся специальный магазин, где можно было к платью купить и шляпку, и все остальное. Зашла дама с пышными формами в такой магазин - и вышла стильной как с картинки!
В 1923 году Лена овдовела повторно, замуж больше не выходила. Ее старший сын (от первого брака) Рафаэль к этому моменту вырос, окончил колледж и стал помогать матери в делами фирмы.
Ее благотворительность – это жгучая смесь небогатого детства, желания пропиарить свой бренд и помочь женщинам. Если случалась ооочень большая неприятность (по-жар и т.д.), в результате которой дама лишалась гардероба, то «вернуть» платья бренда Лейна Брайант – легко.
В Техасе в 1947 году случился по-жар, 57 клиенток, заказывавших одежду по каталогам Лейн Брайант, в прямом смысле переоделись. Бесплатно!
Лейн Брайант не стало в 1951 году. А через 26 лет на заслуженном отдыхе оказались все дизайнеры и топ-менеджеры, которые начинали работать с Лейн (и которых она обучала лично).
И началась малаховщина. Поняли, да? Наследники переругались… Компанию продали… В истории маркетинга и пиара осталась история, которую я описала в предыдущей статье:
А второй муж Лены, да, совершил маркетинговый подвиг. Год составлять объявление, чтобы его протолкнуть хотя бы в одну газету!