Найти в Дзене

Александр Метелев. Ч4 «Денег нет, таков закон». Уполномоченный и другие участники строительства образцового курорта...

Александр Денисович Метелев-уполномоченный ЦИК СССР в Сочинском районе по курортным вопросам. Из фондов МКУ "Архив г. Сочи"
Александр Денисович Метелев-уполномоченный ЦИК СССР в Сочинском районе по курортным вопросам. Из фондов МКУ "Архив г. Сочи"

Продолжение цикла...

Ч 1 Ч2 Ч3

17 октября 1934 г Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановили:

установить институт Уполномоченного ЦИК Союза ССР в Сочинском районе по курортным вопросам. А спустя 10 дней последовало назначение на это ответственную должность Метелева А.Д.

Сообщение о назначении на должность уполномоченного ЦИКа Метелева А.Д. Дата документа 27.10.1933. Место хранения: ГА РФ
Сообщение о назначении на должность уполномоченного ЦИКа Метелева А.Д. Дата документа 27.10.1933. Место хранения: ГА РФ

Об обязанностях и полномочиях руководителя реконструкцией Сочи-Мацестинского курорта подробно, с приведением документов, написано в Ч3.
Сегодня поговорим о том, как взаимодействовали на сочинской земле верховная государственная власть в лице Метелева и местное самоуправление в «лице» (многих лиц) Сочинского горисполкома. Не обойдем и других участников курортной реконструкции — руководство Азово-Черноморского края, райком ВКП(б).

Выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР от 20.12.1934 г Место хранения: ГА РФ
Выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР от 20.12.1934 г Место хранения: ГА РФ

17 декабря 1933 г в Москве собирается заседание Президиума ЦИК. (см фото). Один из вопросов повестки-Сочинский район. После доклада уполномоченного Метелева членами Президиума вынесено решение:

«В целях обеспечения должного состояния курортов Сочинского района, возложить на уполномоченного ЦИК Союза ССР по Сочинскому району дополнительно (выделено авт.) к обязанностям, предусмотренным постановлением (….) от 17 октября 1934 г, нижеследующее:

а) наблюдение за обслуживающей курорты Сочинского района торговлей, как в отношении развития торговой сети и завоза товаров, так и в отношении санитарного состояния торговли;

б) наблюдение за развитием сельского хозяйства в районе, обслуживающем нужды курортов;

в) наблюдение за правильной эксплуатацией лесов и их охраной;

г) наблюдение за коммунальным строительством в Сочинском районе с точки зрения согласования развития этого строительства с общим планом реконструкции курорта.

Секретарь ЦИК Союза ССР

(А. Енукидзе)»

Авель Енукидзе-второй слева. В центре-Георгий Чичерин. Рядом-посол Польши Кенжитский. Фото 1926 г
Авель Енукидзе-второй слева. В центре-Георгий Чичерин. Рядом-посол Польши Кенжитский. Фото 1926 г

Перевожу документ с чиновничьего на русский язык. Здесь говорится о том, что кроме прежде определенных обязанностей уполномоченного (их перечисление занимает несколько страниц), Метелев теперь еще обязан контролировать работу: торговли, сельского хозяйства, лесоэксплуатацию и лесоохрану.

Эти три направления одновременно являлись и заботой местной власти. Как и многие другие вопросы и задачи. Однако из приведенного выше документа следует, что Сочинский горисполком в торгово-сельско-лесной деятельности лишался самостоятельности.

В это время председателем Горсовета работал Мотузко Николай Степанович. (К сожалению фото его пока не найдено). Как видно из материалов, хранящихся в городском архиве Сочи, Мотузко был человеком решительным, со своей позицией. Он был не в восторге от того, что над ним оказался еще один начальник. Тем более что административно, Сочинский Горсовет подчинялся крайсполкому. Перед ним же и отчитывался. Его же решения обязан был выполнять. Это если не брать органы Коммунистической партии, которой подчинялись все.

Краснодарский край будет образован только в 1937 году, а в рассматриваемый нами период (1933-1937 гг), территория Сочинского района входила в состав Азово-Черноморского края. Его центр-город Ростов.

Руководство края считало, что первый голос в реконструкции-за краем. Что именно крайсполком решает, определяет, контролирует и взыскивает. Но кроме всех перечисленных крупных участников реконструкции сказывался еще и «человеческий фактор» или противостояние отдельных личностей другим личностям.

Положение осложнялось тем, что бюджет ассигнований на 1934 н не был утвержден и рассмотрен краем. Проще говоря, в кассе Сочинского Горсовета не хватало наличных денег для проведения всех мероприятий, которые от него требовали.

Об этом председатель Горсовета Мотузко сообщает в докладной записке, направленной в райком ВКП(б), копия-Уполномоченному ЦИК Метелеву.

Записка очень объемная, напечатана на пишущей машинке. Привожу некоторые «говорящие» фрагменты. Орфография первоисточника сохранена.

Фрагмент докладной председателя Сочинского Горсовета Мотузко в райком тов.Осокину. Место хранения: МКУ "Архив г.Сочи"
Фрагмент докладной председателя Сочинского Горсовета Мотузко в райком тов.Осокину. Место хранения: МКУ "Архив г.Сочи"

«Через институт уполномоченных ЦИК тов. Метелева отпущены колоссальные суммы коммунального хозяйства и благоустройство города и курорта. Повышенные требования подготовки к курорту в 1934 г неизменно подчеркивались всеми вышестоящими директивными организациями.

Мероприятия, связанные с подготовкой города к курортному сезону и проведения ряда неотложных работ в этой области по прямым указаниям райкома ВКП(б) и уполномоченного ЦИКа, потребовали от Городского совета большого напряжения сил и средств. Особые трудности при этом создавались из-за отсутствия ассигнований по бюджету. (Бюджет не был рассмотрен краем). И недостатка кассовой наличности в бюджете. Эти обстоятельства заставили Отдел Коммунального Хоз-ва изыскивать средства самостоятельно, в частности, использовать средства коммунальных предприятий и получить у уполномоченного ЦИК СССР краткосрочную ссуду.

Финотдел райсполкома встал в стороне от подготовки к курортному сезону в 1934 г и все его участие выразилось — это в отпуске на очистку города, ассобоз (ассенизационный обоз-вывозил нечистоты-авт), ремонт дорог и тротуаров, баня и прачечная, на оборудование парков, свалки мусора, приведение в порядок водопровода, постройка гостиницы и ремонт существующих,-общей суммой 67.000 рублей на 1-е мая с.г. Финотдел неизменно твердил: «Денег нет, таков закон».

Далее Мотузко сообщает, что «ни ОКХ (отдел коммунального хозяйства-авт.), ни Горсовет не могли стать на точку зрения финотдела и сидеть сложа руки, ожидая утвержденного бюджета; ровно ничего не делая по целому ряду отраслей в подготовке к курорту(здесь и в других местах документа Мотузко имеет в виду курортный сезон-авт), да и бюро райкома партии, и тов. Метелев не позволили бы сорвать подготовку к курорту. На сегодняшний день ОКХ обеспечил проведение работ своими отделами и трестами...».

Последней каплей терпении председателя Горсовета был арест счетов коммунальных предприятий Сочи. За счет прибылей бани, прачечной, ассенизационного обоза и др, собственно и держалось все городское хозяйство. А тут-счета арестованы, прибыль изымается в бюджет края. такое решение начальника финотдела Цветкова по сути срывало подготовку к открытию курортного сезона 1934 г. Если б это произошло, крайним бы назначили председателя Сочинского Горсовета Мотузко. Вот почему тот и написал пространную докладную записку, которая здесь процитирована. Очевидно это обращение осталось без ответа, потому что Мотузко вскоре обращается с заявлением выше-к секретарю Азово-Черноморского крайкома ВКП (б) и председателю А-Ч крайсполкома.

"Сочинская Правда", 12.02.1934 г
"Сочинская Правда", 12.02.1934 г

«Заявление

«Работа Сочинского Горсовета в 1934 г стала иметь свои особенности, эти особенности вытекают из наличия в г.Сочи Уполномоченного ЦИК Союза ССР, с предоставлением ему по Решению Союзного Правительства известных Вам полномочий.

Сейчас, в период подготовки к курорту, я, как председатель Городского Совета оказался в очень нехорошем положении и прошу Вас это разобрать и дать указание.»

Далее председатель рассказывает о многочисленных претензиях, которые к нему предъявляют со всех сторон всевозможные структуры. И отдельно описывает случай с детским садом. Уполномоченный Метелев предупредил Мотузко, что скоро прибудет 250 милиционеров для усиленной охраны курорта. Им требуется подобрать жилье. По словам городского начальника, дома для заселения были определены, а также предполагалось построить для них барак на территории маяка. Однако один из домов, который предназначили для милиции, занимал детский сад. Горсовет предложил переехать учреждению в другое здание, подходящей кубатуры. Однако заведующий написал на это решение жалобу в городской отдел народного образования. Там обратились в прокуратуру, требуя ареста Мотузко за нарушение постановления о детских садах, переселение которых запрещено.

Председатель Горсовета оказался между молотом и наковальней. Уполномоченный и секретарь райкома требовали от него предоставить участок под застройку жилья для милиции. Краевая прокуратура дала указание прокурору Сочинского района привлечь председателя к ответственности за незаконное выселение детского сада.

«И видно за что-нибудь я все же виноват буду, - или за то, что нарушил постановление о детсадах или за то, что не обеспечил размещение милиции, а может даже и за то, и за другое....»

Мотузко окажется прав. Его, действительно, придут арестовывать на 10 суток. Но не выдержав напряжения в котором жил почти год, он застрелится в присутствии милицейского наряда. Об этом-в следующей статье....

Продолжение следует....