Введение
Сувары — загадочный народ средневекового Поволжья, оставивший след в истории не только как одна из составляющих Волжской Булгарии, но и как предки чувашского народа. Несмотря на то, что археологические данные о суварах достаточно скудны, именно язык и его эволюция помогают приблизиться к пониманию их культурной и этнической сущности. Эта статья сосредоточится на реконструкции языка суваров и его связи с современным чувашским, учитывая важнейший лингвистический след — трансформацию этнонима Савир → Сувар → Суваз → Суваш → Чăваш.
1. Савиры: восточные ираноязычные кочевники или тюрки?
Первое упоминание народа, близкого к суварам, относится к V–VII векам. В византийских и армянских источниках упоминаются савиры, кочевники, тесно связанные с гуннами. В историографии существует дискуссия: были ли савиры ираноязычными, аланского или сарматского происхождения, или это была тюркоязычная группа, уже интегрированная в гуннскую и далее в тюркскую культурно-лингвистическую среду.
Однако начиная с VII века наблюдается явное тюркизирование савиров: их упоминают как союзников Хазарского каганата, подчинённых степной тюркской элите, что с высокой вероятностью означает начало языкового сдвига в сторону тюркской группы.
2. Сувары: переход в тюркскую языковую семью
Савиры стали известны как сувары в тюркоязычной среде. Уже само изменение этнонима говорит о процессе адаптации имени к тюркской фонетике: звуки стали округлее и удобнее для тюркского уха. Савир превратился в Сувар, где финальный «р» был характерен для многих раннетюркских этнонимов (как и в Булгар).
Сувары вошли в состав Волжской Булгарии, где в IX–X веках окончательно утвердился тюркский язык огурской (булгарской) подгруппы. Именно этот язык лег в основу современного чувашского — уникального потомка древнетюркского мира, не входящего ни в кипчакскую, ни в огузскую группы, а представляющего собой реликтовый тюркский язык, сохранивший множество архаичных черт.
3. Из Сувар в Суваз: фонетическая трансформация
Переход от Сувар к Суваз — это не просто изменение звука, а следствие контакта с другими тюркскими диалектами. В частности, в кипчакских языках (например, татарском и казахском) наблюдается явление ротизма и замены финального «р» на «з» (или полного выпадения «р»).
Таким образом:
- Сувар → Суваз — с заменой финального р на з (возможно, через этап с нечетким [ʐ] или [r̝]).
- Такая замена была характерна для контактных зон, где диалекты сталкивались и смешивались, особенно в условиях культурного давления или языковой адаптации.
4. Из Суваз в Чăваш: чувашская звуковая специфика
На следующем этапе происходит переход:
- Суваз → Суваш → Чăваш.
Здесь ключевую роль играет звукозамена с → ч в специфике чувашского языка. Это явление называется аффрикатизация, при которой фрикативные согласные (как «с») превращаются в аффрикаты («ч»). Подобный переход можно наблюдать и в других словах чувашского, унаследованных от булгарского.
Также стоит отметить, что:
- В чувашском языке гласная система изменилась: появление редуцированных звуков типа «ă» — маркер фонетической перестройки языка.
Таким образом:
- Суваз → Суваш — фонетическая адаптация;
- Суваш → Чăваш — переход в чувашскую фонетику с изменением первого звука.
Этноним «чăваш» — это следовая форма через несколько фонетических и диалектных этапов, зафиксированная уже в эпоху Золотой Орды и после.
5. Каким был язык суваров?
На основании данных:
- Этимологии этнонима;
- Фонетических закономерностей;
- Историко-культурной среды;
Можно с высокой долей уверенности сказать:
Язык суваров был тюркским, огурской (булгарской) подгруппы.
Он сильно отличался от современных кипчакских языков (таких как татарский, башкирский, казахский), сохранив черты древнетюркской огурской системы:
- Отсутствие сингармонизма;
- Система редуцированных гласных;
- Архаичная морфология.
Эти черты до сих пор сохраняются в чувашском языке — единственном живом потомке булгарской языковой ветви.
Заключение
Сувары говорили на языке, который сегодня живёт в чувашском. Этноним прошёл длинный путь от савиров к чувашам, оставив в этом пути лингвистические следы в звуках, окончаниях и структуре слов. Язык суваров стал мостом между эпохами — от времен гуннов и хазар до современной Чувашской Республики.
Понимание этого процесса не только раскрывает уникальность чувашского языка, но и помогает реконструировать забытые страницы великого переселения народов через языковую призму.