Как подлинно великое произведение искусства — а более великого и не представишь себе, — эта роспись бесконечно широка и многообразна по своему идейному смыслу, так что люди самого различного склада ума, самых различных воззрений и духовных запросов испытывают при ее лицезрении благодатный трепет, как бы чувство признательности за свое собственное в ней утверждение. Ибо над ними, на этом потолке, подлинно прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы, и потому каждый человек вправе узреть в них частицу самого себя. Однако вернемся к рассмотрению великого творения величайшего мастера. Будем последовательны в своем рассмотрении животворящей живописи Микеланджело...
Мини-словарик:
1. Композиция — художественное построение изображения, при котором элементы (фигуры, сцены, жесты) подчинены единому замыслу и создают ощущение целостности. В росписи Сикстинской капеллы Микеланджело композиция наполнена вечным движением, подчинённым воле художника.
2. Озарение — внутренний духовный подъём, внезапное постижение истины, проявляющееся в выражении лиц и позах пророков и сивилл, подчёркивающее их связь с высшим знанием.
3. Трагическая безысходность — эмоциональное состояние отчаяния и внутренней боли, которое сочетается с жизнеутверждающей силой в образах предков Христа и в сценах изгнания, подчёркивая драматизм росписи.
Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.
Бесконечно облагороженная и запечатленная живопись великого мастера
Взгляните снова на фигуру Адама, которая пробуждается к жизни. Она еще беспомощна, покорна, как бы безвольна, а между тем вы чувствуете, что в ней заложена великая сила, которая только и ждет вот-вот наступающей возможности развернуться во всей своей славе.
И посмотрите на Еву. Как женственна, как робка она и как исполнена благоговения к творцу в сцене, изображающей ее сотворение. Как горда, как величаво прекрасна, напоминает античную богиню в сцене грехопадения — и как унижена, раздавлена тут же рядом, в сцене изгнания из рая.
Посмотрите на пророков. Их образы врежутся в вашу память навсегда. И вы поверите, что по словам Пушкина, каждый из них подлинно внял "неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье".
Захария. Он сидит с толстым фолиантом в руках. Но поворот его фигуры и волны одежды создают впечатление сплошного движения, как бы заполняющего весь мир. В этом образе запечатлена великая жажда знания, воля обрести высшую мудрость.
Исайя. Покойная гордость и озарение и, вместе с тем власть, осознающая и утвердившаяся в себе. Иезекииль. Тут все: и страсть, и порыв, и такой динамизм, от которого дух буквально захватывает. Даже на обыкновенной итальянской почтовой марке это изображение бушует необычайной титанической силой и неудержимо рвется одухотворенная человеческая воля! Даниил. Сосредоточенность, власть, вещее знание и опять-таки фигура в своем движении, как бы готовая заполнить весь мир.
"Невозможно представить себе, — пишет Вазари, — что можно добавить к совершенству образа Даниила, который пишет в большой книге, выискивая что-то в рукописях и копируя с невероятным рвением; для опоры этой тяжести Микеланджело поставил между его ног ребенка, который поддерживает книгу, пока тот пишет, — ничья кисть не сможет никогда сделать ничего подобного".
Иона. Высшее озарение, исполненное великой надежды, отвага, вера и —бесконечно прекрасный ракурс откинувшейся вбок героической фигуры.
Иеремия. Он очень стар, и сидит спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой на колено. Но разве не кажется вам, что когда он подымет глаза, ему откроется все, что есть в мире, и потому мудрость его отмечена горестью, а когда он встанет, выпрямится и пойдет, все содрогнется от его поступи!
Жизнеутверждающая мощь и трагическая безысходность...
Сивиллы. Дельфийская — самая прекрасная, с глазами, глядящими в будущее. Эта дева тоже может выдержать мир на своих плечах.
Эритрейская — перелистывающая древнюю книгу итак повернувшаяся, чтобы мы могли любоваться взглядом ее, красотой и силой ее сложения.
Кумская — глубокая старуха, читающая в книге какую-то вещую и жуткую правду. Персидская — в которой и мудрость и тайна. Ливийская — мудрость, красота и движение, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею творца, волею художника и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки своей композиции.
Обнаженные юноши — по бокам библейских сцен. Они безымянны, и их обозначают по композициям, которые они обрамляют. Их совокупность — это как бы полная сумма возможностей и красот, которое таит в себе юное обнаженное тело. Жизнерадостность, смелость, радостное изумление перед открывающимися тайнами мира, спокойное созерцание, тревога, ликование — вот что изображают их дивные лица и фигуры. И, быть может, эти образы — самое совершенное из всего созданного Микеланджело во славу юной человеческой силы.
Но торжество этой силы, власть над миром и мудрость даются нелегко. В росписи Микеланджело жизнеутверждающая мощь уживается с трагической безысходностью. Нет, это не светлый, величавый, но и бесконечный мир Рафаэля. Полны тревоги фигуры предков Христа, и в лицах их мы читаем порой ужас и безнадежность. Мы глядим на потолок Сикстинской капеллы, и вдруг кажется нам: не слишком ли все это грандиозно, чтобы стать когда-то возможным? Однако, подобно высеченным из мрамора знаменитым "рабам" Микеланджело, мы видим на потолке фигуру библейского Амана, распятого на дереве, которая рвется в прекрасном порыве на волю, всем существом ищет спасения, но порыв этот напрасен, и мощь его бесполезна... и понимаем, что все возможно и все подвластно этому мастеру.
Но не напрасны и не бесполезны та воля и сила, которые воспел Микеланджело на этом грандиозном творении, ибо он утверждает своей гениальностью, которая тоже является человеческим достижением, великую надежду на лучшее, светлое будущее человечества, на восхождение человека по лестнице познания.
P.S. Расписывая Сикстинскую капеллу, Микеланджело, по словам Кондиви, "так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он снова стал держать голову прямо, уже почти ничего не видел: когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был держать их высоко над головой. И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз".
Дополнительные материалы:
1. Алтаев А. Л. Впереди веков (1959).
2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).
3. Гнедич П. П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры (2015).
4. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).
5. Муратов П. П. Образы Италии (1999).
6. Стендаль. История живописи в Италии (2019).
7. Эстон Маргарет. Реннесанс. Энциклопедия мирового искусства (1997).
Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видео об искусстве.