Найти в Дзене
Италия PRO

Титанический труд Микеланджело: потолок Сикстинской капеллы. Выпуск 2

Как подлинно великое произведение искусства — а более великого и не представишь себе, — эта роспись бесконечно широка и многообразна по своему идейному смыслу, так что люди самого различного склада ума, самых различных воззрений и духовных запросов испытывают при ее лицезрении благодатный трепет, как бы чувство признательности за свое собственное в ней утверждение. Ибо над ними, на этом потолке, подлинно прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы, и потому каждый человек вправе узреть в них частицу самого себя. Однако вернемся к рассмотрению великого творения величайшего мастера. Будем последовательны в своем рассмотрении животворящей живописи Микеланджело... 1. Композиция — художественное построение изображения, при котором элементы (фигуры, сцены, жесты) подчинены единому замыслу и создают ощущение целостности. В росписи Сикстинской капеллы Микеланджело композиция наполнена вечным движением, подчинённым воле художника. 2. Озарение — внутренний д
Оглавление

Как подлинно великое произведение искусства — а более великого и не представишь себе, — эта роспись бесконечно широка и многообразна по своему идейному смыслу, так что люди самого различного склада ума, самых различных воззрений и духовных запросов испытывают при ее лицезрении благодатный трепет, как бы чувство признательности за свое собственное в ней утверждение. Ибо над ними, на этом потолке, подлинно прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы, и потому каждый человек вправе узреть в них частицу самого себя. Однако вернемся к рассмотрению великого творения величайшего мастера. Будем последовательны в своем рассмотрении животворящей живописи Микеланджело...

Микеланджело. Роспись потолока Сикстинской капеллы.
Микеланджело. Роспись потолока Сикстинской капеллы.

Мини-словарик:

1. Композиция — художественное построение изображения, при котором элементы (фигуры, сцены, жесты) подчинены единому замыслу и создают ощущение целостности. В росписи Сикстинской капеллы Микеланджело композиция наполнена вечным движением, подчинённым воле художника.

2. Озарение — внутренний духовный подъём, внезапное постижение истины, проявляющееся в выражении лиц и позах пророков и сивилл, подчёркивающее их связь с высшим знанием.

3. Трагическая безысходность — эмоциональное состояние отчаяния и внутренней боли, которое сочетается с жизнеутверждающей силой в образах предков Христа и в сценах изгнания, подчёркивая драматизм росписи.

Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.

Бесконечно облагороженная и запечатленная живопись великого мастера

Взгляните снова на фигуру Адама, которая пробуждается к жизни. Она еще беспомощна, покорна, как бы безвольна, а между тем вы чувствуете, что в ней заложена великая сила, которая только и ждет вот-вот наступающей возможности развернуться во всей своей славе.

Микеланджело "Сотворение и грехопадение". Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.
Микеланджело "Сотворение и грехопадение". Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.

И посмотрите на Еву. Как женственна, как робка она и как исполнена благоговения к творцу в сцене, изображающей ее сотворение. Как горда, как величаво прекрасна, напоминает античную богиню в сцене грехопадения — и как унижена, раздавлена тут же рядом, в сцене изгнания из рая.

Микеланджело. "Изгнание из рая". Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.
Микеланджело. "Изгнание из рая". Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.

Посмотрите на пророков. Их образы врежутся в вашу память навсегда. И вы поверите, что по словам Пушкина, каждый из них подлинно внял "неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье".

Микеланджело. "Пророк Захария". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Пророк Захария". Сикстинский потолок.

Захария. Он сидит с толстым фолиантом в руках. Но поворот его фигуры и волны одежды создают впечатление сплошного движения, как бы заполняющего весь мир. В этом образе запечатлена великая жажда знания, воля обрести высшую мудрость.

Микеланджело. "Пророк Исайя". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Пророк Исайя". Сикстинский потолок.

Исайя. Покойная гордость и озарение и, вместе с тем власть, осознающая и утвердившаяся в себе. Иезекииль. Тут все: и страсть, и порыв, и такой динамизм, от которого дух буквально захватывает. Даже на обыкновенной итальянской почтовой марке это изображение бушует необычайной титанической силой и неудержимо рвется одухотворенная человеческая воля! Даниил. Сосредоточенность, власть, вещее знание и опять-таки фигура в своем движении, как бы готовая заполнить весь мир.

Микеланджело. "Пророк Иезекиль". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Пророк Иезекиль". Сикстинский потолок.

"Невозможно представить себе, — пишет Вазари, — что можно добавить к совершенству образа Даниила, который пишет в большой книге, выискивая что-то в рукописях и копируя с невероятным рвением; для опоры этой тяжести Микеланджело поставил между его ног ребенка, который поддерживает книгу, пока тот пишет, — ничья кисть не сможет никогда сделать ничего подобного".

Микеланджело. "Пророк Иона". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Пророк Иона". Сикстинский потолок.

Иона. Высшее озарение, исполненное великой надежды, отвага, вера и —бесконечно прекрасный ракурс откинувшейся вбок героической фигуры.

Микеланджело. "Пророк Иеремия". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Пророк Иеремия". Сикстинский потолок.

Иеремия. Он очень стар, и сидит спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой на колено. Но разве не кажется вам, что когда он подымет глаза, ему откроется все, что есть в мире, и потому мудрость его отмечена горестью, а когда он встанет, выпрямится и пойдет, все содрогнется от его поступи!

Жизнеутверждающая мощь и трагическая безысходность...

Микеланджело. "Дельфийская сивилла". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Дельфийская сивилла". Сикстинский потолок.

Сивиллы. Дельфийская — самая прекрасная, с глазами, глядящими в будущее. Эта дева тоже может выдержать мир на своих плечах.

Микеланджело. "Эритрейская сивилла". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Эритрейская сивилла". Сикстинский потолок.

Эритрейская — перелистывающая древнюю книгу итак повернувшаяся, чтобы мы могли любоваться взглядом ее, красотой и силой ее сложения.

Микеланджело. "Кумская сивилла". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Кумская сивилла". Сикстинский потолок.

Кумская — глубокая старуха, читающая в книге какую-то вещую и жуткую правду. Персидская — в которой и мудрость и тайна. Ливийская — мудрость, красота и движение, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею творца, волею художника и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки своей композиции.

Микеланджело. "Персидская сивилла". Сикстинский потолок.
Микеланджело. "Персидская сивилла". Сикстинский потолок.

Обнаженные юноши — по бокам библейских сцен. Они безымянны, и их обозначают по композициям, которые они обрамляют. Их совокупность — это как бы полная сумма возможностей и красот, которое таит в себе юное обнаженное тело. Жизнерадостность, смелость, радостное изумление перед открывающимися тайнами мира, спокойное созерцание, тревога, ликование — вот что изображают их дивные лица и фигуры. И, быть может, эти образы — самое совершенное из всего созданного Микеланджело во славу юной человеческой силы.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.
Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.

Но торжество этой силы, власть над миром и мудрость даются нелегко. В росписи Микеланджело жизнеутверждающая мощь уживается с трагической безысходностью. Нет, это не светлый, величавый, но и бесконечный мир Рафаэля. Полны тревоги фигуры предков Христа, и в лицах их мы читаем порой ужас и безнадежность. Мы глядим на потолок Сикстинской капеллы, и вдруг кажется нам: не слишком ли все это грандиозно, чтобы стать когда-то возможным? Однако, подобно высеченным из мрамора знаменитым "рабам" Микеланджело, мы видим на потолке фигуру библейского Амана, распятого на дереве, которая рвется в прекрасном порыве на волю, всем существом ищет спасения, но порыв этот напрасен, и мощь его бесполезна... и понимаем, что все возможно и все подвластно этому мастеру.

Микеланджело "Распятие Амана" Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.
Микеланджело "Распятие Амана" Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.

Но не напрасны и не бесполезны та воля и сила, которые воспел Микеланджело на этом грандиозном творении, ибо он утверждает своей гениальностью, которая тоже является человеческим достижением, великую надежду на лучшее, светлое будущее человечества, на восхождение человека по лестнице познания.

-15

P.S. Расписывая Сикстинскую капеллу, Микеланджело, по словам Кондиви, "так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он снова стал держать голову прямо, уже почти ничего не видел: когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был держать их высоко над головой. И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз".

Дополнительные материалы:

1. Алтаев А. Л. Впереди веков (1959).

2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).

3. Гнедич П. П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры (2015).

4. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).

5. Муратов П. П. Образы Италии (1999).

6. Стендаль. История живописи в Италии (2019).

7. Эстон Маргарет. Реннесанс. Энциклопедия мирового искусства (1997).

Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видео об искусстве.