Иногда это звучит как: «Я, наверное, неисправим». А иногда — как вызов: «Попробуйте, посмотрим, какой из вас психолог».
Когда клиент приходит с такой историей, он несёт в себе опыт — порой болезненный, не всегда осмысленный, но точно значимый.
Что делать психологу в такой ситуации?
🔸 1. Не принимать это заявление на личный счёт.
Клиент не говорит: «Я думаю, что именно вы — великий спасатель». Он говорит: «Я ещё не потерял веру в саму возможность получить помощь». И если откликнуться на это как на комплимент — можно попасть в ловушку ожиданий. А если услышать как историю — появляется почва для диалога.
🔸 2. Задать вопрос: что значит «не помогли»?
Вариантов — масса. Не помогли, потому что:
— не чувствовал эффекта;
— стало хуже;
— слишком медленно;
— не знал, что делать между консультациями.
Важно не проваливаться в обсуждение предыдущего психолога, а исследовать: что именно было непереносимым, трудным, неработающим для клиента?
🔸 3. Признать, что разочарование может быть терапевтичным.
Это звучит странно, но... да. Разочарование — это утрата иллюзий. Когда клиент приходит с таким опытом, он уже меньше верит в магию. А значит, больше готов к реальности.
🔸 4. Выдерживать проекцию надежды.
Это нелегко — быть «последней надеждой». Но мы не фея-крёстная и не финальный уровень в игре «найди правильного психолога». Мы — живые люди. Мы можем быть полезны в рамках своей компетенции, а можем и не подойти. Это не делает нас плохими психологами, но снимает корону всемогущества.
🔸 5. И — не спешить.
Особенно важно. Когда клиент говорит «тот, другой не помог», появляется искушение сразу доказать: а я помогу! Но психологическая помощь не может быть получена в спешке. Она рождается в пространстве, где можно побыть с тем, что есть. Даже если пока — это только досада от того, что не получилось.
Парадокс в том, что клиент, которому “не помогли” — часто один из самых готовых к настоящей работе. Он уже перестал ждать чуда. Он уже попробовал побыть в терапевтических отношениях. И что-то понял. А теперь хочет попробовать ещё раз — иначе.Нам важно в этот момент оставаться внимательными. Настоящими. Готовыми быть в контакте. И это - уже помощь.