Найти в Дзене

Дом Наркомфина: утопия советского модернизма, которая выжила

Есть здания, которые не просто построены — они задумывались как архитектурные манифесты. Дом Наркомфина в Москве — один из них. Он не был просто жилым. Это был социальный эксперимент, попытка шагнуть в будущее. Сегодня это элитный дом с музеем и экскурсиями. Но его история — куда драматичнее и интереснее. Адрес: Москва, Новинский бульвар, 25, корп. 1 Годы строительства: 1928–1930 Архитектор: Моисей Гинзбург Соавтор: Александр Пастернак — инженер и архитектор, брат поэта Бориса Пастернака Дом Наркомфина задумывался как жилище переходного типа — промежуточное звено между частной квартирой и полным коллективным бытом. Это был ответ на новый уклад жизни, который только формировался в молодой советской стране. Основой стали двухуровневые ячейки F — небольшие квартиры с лестницей внутри: спальня наверху, рабочая зона — внизу. В доме изначально были: Дом строился с использованием новейших на тот момент инженерных решений: свободная планировка, ленточные окна, железобетонный каркас, естестве
Оглавление

Есть здания, которые не просто построены — они задумывались как архитектурные манифесты. Дом Наркомфина в Москве — один из них. Он не был просто жилым. Это был социальный эксперимент, попытка шагнуть в будущее. Сегодня это элитный дом с музеем и экскурсиями. Но его история — куда драматичнее и интереснее.

Адрес: Москва, Новинский бульвар, 25, корп. 1

Годы строительства: 1928–1930

Архитектор: Моисей Гинзбург

Соавтор: Александр Пастернак — инженер и архитектор, брат поэта Бориса Пастернака

Что это был за проект?

Дом Наркомфина задумывался как жилище переходного типа — промежуточное звено между частной квартирой и полным коллективным бытом. Это был ответ на новый уклад жизни, который только формировался в молодой советской стране.

Основная идея:

  • в квартирах человек должен только спать и отдыхать;
  • еда, досуг, быт — на общих пространствах;
  • длинные коридоры — не просто проход, а место общения и социализации;
  • на крыше — терраса и пентхаус наркома Милютина, доступный для всех жильцов.

Как всё устроено?

Основой стали двухуровневые ячейки F — небольшие квартиры с лестницей внутри: спальня наверху, рабочая зона — внизу. В доме изначально были:

  • общая столовая,
  • прачечная,
  • читальный зал,
  • спортивная зона,
  • детский сад.

Дом строился с использованием новейших на тот момент инженерных решений: свободная планировка, ленточные окна, железобетонный каркас, естественная вентиляция, выход на крышу-террасу, изначально доступ был у всех жильцов.

-2

Что пошло не так?

Идея, казавшаяся авангардной, оказалась утопичной. Люди предпочитали проводить время не в общих пространствах, а у себя в квартире. Постепенно индивидуальное снова вытеснило общее.

После войны дом перепрофилировали под коммуналки. Общие зоны переделали в жилые помещения, добавили перегородки, закрыли террасу. Архитектурный эксперимент оказался погребён под бытовой необходимостью.

К началу 2000-х дом находился в почти аварийном состоянии. О нём вспоминали как об «утраченной мечте конструктивизма». Были слухи о сносе. Потом — о превращении в апарт-отель. Судьба дома висела на волоске.

-3

Спасение — от потомка архитектора

В 2017 году началась реставрация под руководством Алексея Гинзбурга — внука Моисея Гинзбурга. Это была не косметическая отделка, а восстановление подлинного облика:

  • убрали поздние пристройки,
  • восстановили ленточные окна,
  • вернули оригинальную планировку и свет,
  • даже цвета фасада были подобраны по архивным чертежам.

Работа заняла несколько лет. Дом не просто восстановили — ему вернули смысл.

Что с домом сегодня?

Сегодня дом Наркомфина — элитное жильё. В нём снова есть квартиры-ячейки, часть которых используется как жилые, часть — как музейные.

Работает музей конструктивизма, проходят экскурсии, организуются мероприятия.

Это один из немногих случаев в России, когда памятник авангардной архитектуры не только не снесли, но отнеслись к нему как к наследию всероссийского уровня.

-4

-5

-6

-7

Я мечтаю посмотреть на этот дом вживую. Не потому, что он «модный» или «элитный». А потому, что в его стенах — попытка придумать новый способ жить. Пусть даже не сработавший. Но честный, смелый, авангардный.

И он уцелел. А значит — что-то в нём всё-таки было особенное.

Подписывайтесь на мой блог и telegram-канал