Найти в Дзене

90 лет назад. Как в Лондоне смеялись над московским метро

Первые пассажиры Московского метрополитена. Ими стали сами рабочие-метростроевцы. Фотография Ивана Шагина. 1935
15 мая 1935 года открылась первая линия московского метро. Она шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением к «Смоленской». «Есть метро!» — лозунг тех дней. В 6:45 утра распахнулись двери тринадцати надземных вестибюлей тринадцати станций-дворцов. Многие пассажиры накануне едва ли не всю ночь терпеливо простояли у дверей станций, чтобы первыми войти в метрополитен.
Поначалу метро воспринимали больше как аттракцион, нежели как транспорт. Его доля в перевозке столичных пассажиров не превышала 2%. Вся длина подземной дороги составляла чуть более 11 километров...
Москвичи очень гордились своим новшеством. А вот как год спустя советское метро увидели из редакции знаменитого лондонского сатирического журнала «Панч». «В час-пик в московском метро». Карикатура из британского журнала «Punch» от 15 июля 1936 года
Ну, вы сами догадываетесь, насколько все эти

Первые пассажиры Московского метрополитена. Ими стали сами рабочие-метростроевцы. Фотография Ивана Шагина. 1935

15 мая 1935 года открылась первая линия московского метро. Она шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением к «Смоленской». «Есть метро!» — лозунг тех дней. В 6:45 утра распахнулись двери тринадцати надземных вестибюлей тринадцати станций-дворцов. Многие пассажиры накануне едва ли не всю ночь терпеливо простояли у дверей станций, чтобы первыми войти в метрополитен.
Поначалу метро воспринимали больше как аттракцион, нежели как транспорт. Его доля в перевозке столичных пассажиров не превышала 2%. Вся длина подземной дороги составляла чуть более 11 километров...

Москвичи очень гордились своим новшеством. А вот как год спустя советское метро увидели из редакции знаменитого лондонского сатирического журнала «Панч».

-2

«В час-пик в московском метро». Карикатура из британского журнала «Punch» от 15 июля 1936 года

Ну, вы сами догадываетесь, насколько все эти пляшущие вприсядку под гармошку бородатые мужики, крестьянские дети, барышни в кокошниках, куры на перроне, боярин в старинной шапке с высокой тульей, джентльмен в цилиндре... соответствуют реальности московского метро 1935 года. Все хороши, конечно: и бородатый машинист, и мужик в фуражке, защемлённый дверями вагона, и другой, молодецки оседлавший верхом вагонную крышу. Для полного совпадения не хватает, пожалуй, только лаптей, онучей, медведя с балалайкой, танцующего на задних лапах, и развесистой клюквы на перроне. :)
А из новой реальности на картинке — только сам поезд и прилепленная к его боку коммунистическая символика, серп и молот.
Но, видимо, так, по старинке, представляли себе СССР в столице Британской империи, доживавшей свои последние десятилетия...

А вот как изображали строителей московского метро отечественные художники.

-3

Евгений Лансере (1875—1946). Проходка шахты метро. 1935

Работая над эскизами картины, художник даже спускался в шахту к строителям метро. На майоликовом панно выделяются две фигуры — девушки и юноши с вагонеткой. Предполагают, что это девушка Васька и влюблённый в неё Илюша Солнышкин — персонажи популярной в 1930-е годы пьесы Алексея Арбузова.

Никита Хрущёв позднее говорил: «Когда решался вопрос об этом [строительстве метро], мы очень слабо представляли себе, что это за строительство, были довольно наивны и смотрели на это как на нечто чуть ли не сверхъестественное. Сейчас гораздо проще смотрят на полёты в космос, чем мы тогда — на строительство в Москве метрополитена».

А Лазарь Каганович, возглавлявший строительство метро (оно было первоначально названо в его честь, но лишилось этого имени в 1950-е годы), в своей речи на открытии первой линии говорил:
«Московский метрополитен есть один из участков той великой войны, какую мы ведём уже десятки лет, особенно в последние годы. Мы воюем за новое человеческое общество, за новые права человека, за труд, созидающий не только новые прекрасные вещи, но и нового человека… Метро — воплощение нашего ближайшего будущего». «Победа метрополитена – победа социализма. Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба за нового человека, за социалистическое общество».

-4

Лазарь Каганович. 1938

Строительство метро романтизировалось, рассматривалось как подвиг. Из рассказа метростроевки Ольги (Лёли) Фроловой из книги «Как мы строили метро» (1935): «Жили в общежитии. Питались вместе, не считая, кто сколько заработал, и вещи приобретались сообща. В нашей комнате было двенадцать девушек. Купим одно платье на всех и носим по очереди. Радость вместе, печаль вместе, и задача у всех одна — пройти как можно больше сантиметров за смену».

-5

1934. Константин Ротов (1902—1959). «Кто эта красивая москвичка, которая будет через полгода спускаться в станцию метро?
— Это та же, которая спускается в её шахты».


О метро Москва говорила уже в 1920-е годы.

-6

1924. Рисунок Никса. «Москва волнуется. «Разведку почвы для метрополитена производит акционерное общество Водоканал».
— Метрополитен — это что же? В роде митрополита, или выше?
— Ниже, батюшка. Он подземный».


Это ещё, заметим, 1924 год!

-7

Густав Клуцис (1895—1938). «Вся Москва строит метро». 1934

-8

В.И. Семёнов. Метро «Красные ворота». Конец 1930-х годов. 1978

-9

1934. Лев Бродаты (1889—1954).
«Старые слова и новый смысл.
— Где ты вчера был?
— Под Москвой.
— На дачу ездил?
— Нет, метрополитен осматривал».

-10

1935. Михаил Храпковский (1905—1959). «Современник метро. — Поживёшь с моё, ещё и не то увидишь!».

-11

1935. Бронислав Малаховский (1902—1937). «После эскалатора в метро. — Что за безобразие! Десять минут стою на ступеньке и всё ещё внизу».

-12

1936. Михаил Храпковский. «Понять — простить. — Бедный дядя! Он, наверное, ещё не ездил в метро!..»

-13

1939. Давид Дубинский (1920—1960). «На экскурсии в бывшем дворце. — Маша, смотри, здесь почти как в метро»

В годы Великой Отечественной войны станции метро служили бомбоубежищами. В ноябре 1941 года, в годовщину Октября, на станции метро «Маяковская» выступал с речью И.В. Сталин.

-14

Ираклий Тоидзе (1902—1985). Выступление И.В. Сталина на торжественном собрании, посвящённом XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 1947

-15

1945. Аминадав Каневский (1898—1976). «Работник метро.
— За что у тебя ордена, земляк?
— За метро. Один — за московское, другой — за берлинское».


В 1952 году длина линий московского метро возросла на 7 км: добавились станции Кольцевой линии: «Комсомольская», «Ботанический сад» («Проспект Мира»), «Новослободская» и «Белорусская».

-16

1952. Иван Семёнов (1906—1982). Рисунок к открытию станции метро «Комсомольская». «Кому — что.
— Ничего хорошего в этой новой станции метро я не вижу... для газет мистера Херста!»


Это современный вид «Комсомольской», открывшейся 30 января 1952 года:

-17

1979 год. Художники Евгений Гуров (1924—1995) и Юрий Черепанов (1922—2016) в альбоме карикатур «Москва (вчера, сегодня, завтра)» решили изобразить всю историю Москвы, её прошлое, настоящее и будущее. Открытие метро в 1935 году изображено так:

-18

«В 1935 году многочисленное племя извозчиков было обеспокоено: пассажиры как сквозь землю провалились».

Леонид Утесов спел «Песенку последнего извозчика» (на стихи Ярослава Родионова):
Я ковал тебя отборными подковами,
Я пролётку чистым лаком покрывал.
Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.
Ну и как же это только получается?
Всё-то в жизни перепуталось хитро:
Чтоб запрячь тебя, я утром направляюся
От «Сокольников» до «Парка» на метро.