Найти в Дзене

*Коварный остров Пексимет.

Держи курс на остров Пексимет, - сказал капитан молодому рулевому, - я немного вздремну.

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Рис. 1 Сначала полная луна, подсвечивала море, но затем небо заволокло тучами. Дальность видимости существенно ухудшилась.
Рис. 1 Сначала полная луна, подсвечивала море, но затем небо заволокло тучами. Дальность видимости существенно ухудшилась.

Что было потом достоверно никто не знает.....

Много лет до того. Начало второй половины прошлого века. Я сижу в классе перед картами. Преподаватель говорит: "Вот отсюда пойдёшь на маяк Свенска Бьёрн, за тем повернёшь на Клайпеду. Я беру линейку и остро заточенный по-штурмански карандаш и провожу линию первой части маршрута. Преподаватель говорит: "Всё свободен, придёшь сдавать экзамен на следующий год". Я спрашиваю; "Почему?". Он отвечает: "Вот разберешься и придёшь через год, забирай свою карту"......

Рис. 2 Одна из учебных  карт в нашей А.Б.С. Морской академии
Рис. 2 Одна из учебных карт в нашей А.Б.С. Морской академии

Капитан-инструктор Джон устал, очень устал. Прошла долгая и в общем-то нелегкая жизнь, а теперь ночь, и глаза смыкаются. Команда капитанов - стажеров, которые не были новичками в море и имели не одну сотню самостоятельных морских миль была вполне адекватной. После изматывающей дневной лавировки люди спали крепким сном. Вахтенный рулевой уверенно вёл лодку в полный бейдевинд, а ветер около 10 узлов и маленькая волна не доставляли какого-либо беспокойства. Джон сказал рулевому: «Держи курс на остров Пексимет, там будем менять курс и пойдем в залив, пусть люди посмотрят ночную иллюминацию навигационных знаков и маяков на маршруте входа в порт. Я пойду посплю пару часов, если что - буди». Рулевой как положено ответил, что понял задачу, и Джон добрался до своего места и провалился в сон.

Рис. 3 Остров совсем мирно выглядит в свете дня. На острове маяк.
Рис. 3 Остров совсем мирно выглядит в свете дня. На острове маяк.

Джон провалился в сон. Снилось детство. Вот он, маленький мальчик с мамой и папой уезжает из родной Чехии в Канаду, новую незнакомую, огромную страну. Потом в школьном яхт-клубе летом соревнуется с друзьями на лёгких швертботах-скифах, и идёт на лодке под парусами с одноклассницей по зеркальной глади озера, в закатной тишине. Однажды, уже во взрослой жизни, его занесло на Средиземное море, в этот сказочный мир, недоступный смертным, и он остался в этом мире. Вовремя объявился земляк Марек Свобода, теперь житель Северной Америки, со своим проектом коммерческого обучения яхтингу всех желающих. Лицензия, выданная Мареком, здорово помогла, удалось вполне легально открыть собственную школу яхтинга в этом волшебном месте. Появился заработок, причем неплохой. Год за годом удалось обучить неимоверное количество романтичных немцев хождению на яхтах под парусами. Образовалась собственная семья, родились дети: мальчик и девочка. Они выросли и стали участниками олимпийской сборной этой страны по парусному спорту. Он тренировал их сам. Теперь никто не сможет упрекнуть его в том, что он не научил собственных детей управляться с белыми крыльями парусов.

Рис. 4 Остров-скала на закате. Ночью его подсвечивает маяк
Рис. 4 Остров-скала на закате. Ночью его подсвечивает маяк

Поток страждущих моря и парусов из Германии, или Алмании, так говорят здесь, потихоньку стал уменьшаться. Пришлось уволить инструктора-немку Марту, жаль, они так долго проработали вместе. Прошло время. Потом объявились и новые романтики моря и парусов из холодной и чуждой России, и он их тоже учил. Их было много, очень много. Многие из них нетерпеливые и своевольные, с ними было труднее, чем с немцами. Первые его ученики сами стали владельцами новых многочисленных коммерческих яхтенных школ. Конкурентов прибавилось, но и его школе хватало заработков. Он выстроил семейный отель в горах, где новички изучали примерно неделю теорию, а потом «спускались с горы» и он учил их в море управлять парусами. Появились собственные школьные лодки – яхты- красавицы от фирмы Farr.

Рис. 5 Американские яхты Farr добротно сделаны и пригодны для тренировок и гонок на морских акваториях.
Рис. 5 Американские яхты Farr добротно сделаны и пригодны для тренировок и гонок на морских акваториях.

Однако, пришло ощущение какого-то предела, и он, обучивший яхтингу здесь практически всех немцев, многих европейцев, а потом практически всех русских, получал признание только от обученных им неофитов, которых он приводил в мир парусов. Нужно было сделать ещё что-то значимое, поставить некую точку в жизненных свершениях. И он принял решение вполне естественное для зрелого яхтсмена – пошел на яхте вокруг света. Вынес он из этой кругосветки славу первого в этой стране яхтсмена- кругосветчика. Из кругосветки Джон вынес собственное изобретение: теперь на транце каждой его учебной яхты в специальном держателе был надёжный боцманский нож - стропорез.

Рис. 6 Нож стропорез характерен тем, что на лезвии у него есть пила, при необходимости можно перерезать небольшой стальной трос, как слесарной ножовкой по металлу.  По моим пристрастиям предпочтительнее нож в чехле-ножнах, чем складной. Какой нож был у Джона можно только гадать.
Рис. 6 Нож стропорез характерен тем, что на лезвии у него есть пила, при необходимости можно перерезать небольшой стальной трос, как слесарной ножовкой по металлу. По моим пристрастиям предпочтительнее нож в чехле-ножнах, чем складной. Какой нож был у Джона можно только гадать.

Так получилось, что на его глазах однажды тонула яхта и утянула за собой за страховочный фал спасательный плот, люди выныривали практически из-под воды, зрелище было драматическим и поучительным. Джон считал так: последний из покидающих яхту яхтсменов прихватывает с транца (с кормы) нож, перебирается на спасательный плот и в нужный или необходимый момент отрезает фал, связывающий спасательный плот и яхту. Вот так.

Случилось то, что земляк Марек (он изменил своё имя теперь на англосаксонский манер : Марк), теперь владелец международной сетевой системы по продаже франшизы по обучению яхтингу, вместе с офисом юридически переехал на новый адрес, из Флориды в офшорный штат в Канаду и стал Великим Мареком. С ним всё труднее стало сотрудничать, его лицензия стала всё дороже стоить, требования просто раздражали. Джон учредил собственную конкурирующую сертификационную систему обучения яхтсменов, но она как-то туго «раскручивалась». Он стал старше, работать в море становилось труднее. На этой последней сонной мысли в сон ворвался скрежет и гром от удара яхты о камни.

Рис.5 Маяк подсвечивает остров одиночными красными проблесками с периодом 10 секунд. Видимость маяка 12 морских миль при условии нормальной видимости.
Рис.5 Маяк подсвечивает остров одиночными красными проблесками с периодом 10 секунд. Видимость маяка 12 морских миль при условии нормальной видимости.

Джон устремился наверх в кокпит, остальные члены команды тоже быстро повыскакивали из кают и были на палубе, трое уже готовили к спуску спасательный плот. Он отдал команду: «Всем покинуть яхту, спасательный плот на воду!». Нос пошёл заглубляться в воду. Джон метнулся в салон яхты и включил цифровой сигнал бедствия «красную кнопку» на панели яхтенной УКВ радиостанции. Когда вернулся в кокпит, яхта практически по палубу осела в море с большим дифферентом на нос.

Рис. 6. Судовая УКВ радиостанция есть на каждой крейсерской яхте. Красную кнопку можно применить, когда нет возможности и времени для передачи в эфир текстового голосового сигнала бедствия:  mayday mayday mayday.
Рис. 6. Судовая УКВ радиостанция есть на каждой крейсерской яхте. Красную кнопку можно применить, когда нет возможности и времени для передачи в эфир текстового голосового сигнала бедствия: mayday mayday mayday.

Джон взял боцманский нож из ложемента-фиксатора на транце яхты и перебрался на спасательный плот. Над водой была только корма, осталось отрезать фал, соединяющий яхту и спасательный плот, что он и сделал…

Послесловие: Coastal Guard приняла MAYDAY, цифровой сигнал бедствия (DSC) с координатами происшествия около острова-скалы Пексимет. Сразу началась спасательная операция. Через некоторое время немного перепуганных яхтсменов нашли и спасли. Джона происшествие потрясло, но он всё-таки был доволен, его «изобретение» с размещением боцманского ножа в держателе на транце яхты сработало!

Resume или секретное правило навигации: в морском сленге часто употребляемое указание, особенно при каботажном прибрежном плавании: «Держи курс на остров, скалу, мыс, маяк и пр.», означает совсем не то, что об этом может подумать обыватель. Квалифицированный рулевой или вахтенный офицер проложит курс мористее указанного навигационного объекта, с «запасом чистой воды» в милю или более. Или наметит точку изменения курса (Way Point) за долго, не менее чем за милю-две, особенно до такого объекта как остров-скала. Есть и другие нюансы судовождения по береговым ориентирам и навигационной обстановке, например в приливной зоне. «Наш» вахтенный рулевой не сделал этого, более того, при ровной погоде он по всей видимости скорее всего включил автопилот, зафиксировав курс на остров-скалу, восприняв указание буквально. Он оставил за собой только работу с парусами. При ровной погоде и нешумной работе автопилота он и сам задремал, хотя задействовать автопилот распоряжения не было. Не было произведено расчета, через какое примерно время произвести изменение курса: не доходя указанного объекта, взяв курс мористее или как-то по-другому, на бортовом навигаторе не была зафиксирована достигаемая безопасная точка поворота – изменения курса. Достижение путевой точки (WP), в которой нужно изменить при включенном автопилоте курс может быть индицировано и звуковым зумом на бортовом чарт-плоттере-компьютере. Отметим, и указанные последние электронные ухищрения не раз подводили яхтсменов. Золотое правило: скалы близко - будь предельно внимательным. Конечно и безусловно, как всегда, виноват капитан. Хотя в данном тексте недоработки капитана и рулевого лишь предположительны. Уходя с палубы в каюту спать, он должен был убедиться в том, что вахтенный рулевой понял его правильно, что курс проложен куда надо, что автопилот не будет включён, что на вахте будут двое, и один за другим будут «следить», чтобы не спать. Чтобы вахтенные, если им станет невмоготу, глаза будут смыкаться и пр. ещё до конца вахты, могут поднять себе на смену подвахтенную пару членов экипажа…

Все персонажи рассказа и многие обстоятельства текста вымышлены. Однако всё правда.

Всем счастливых морских миль!

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть здесь на ленте по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru

@AБС https://morakademy.ru/