Найти в Дзене

Упражнения для коррекции импульсивности у детей.

Импульсивные покупки. Необдуманные решения. Неучтенные последствия. Автоматические мысли, "накручивание" себя. Все это результаты низкого самоконтроля. Импульсивность - это склонность действовать по первому импульсу из-за слабого самоконтроля. Самоконтроль - это способность тормозить автоматические реакции (мысли и действия) для принятия взвешенного решения (основанного на сознательных целях и ценностях). Самоконтроль можно и нужно развивать! В этой статье я поделюсь упражнениями для профилактики и коррекции импульсивности у детей. Взрослый - ведущий - предлагает ребенку выполнять простые команды: например, подпрыгнуть 2 раза; хлопнуть в ладоши; присесть; коснуться правой рукой левого плеча; поднять руки вверх; сделать 3 шага вперед и 1 шаг назад; спрятаться за занавеской; дотронуться до красного предмета и т.п. Главное правило - выполнять команды нужно с задержкой: например, после счета вслух или про себя до 3-х, до 5-ти; после двух приседаний; после оборота вокруг себя на 360 гра
Оглавление

Импульсивные покупки. Необдуманные решения. Неучтенные последствия. Автоматические мысли, "накручивание" себя. Все это результаты низкого самоконтроля.

Импульсивность - это склонность действовать по первому импульсу из-за слабого самоконтроля.
Самоконтроль - это способность тормозить автоматические реакции (мысли и действия) для принятия взвешенного решения (основанного на сознательных целях и ценностях).

Самоконтроль можно и нужно развивать! В этой статье я поделюсь упражнениями для профилактики и коррекции импульсивности у детей.

Робот с задержкой реакции.

Взрослый - ведущий - предлагает ребенку выполнять простые команды: например, подпрыгнуть 2 раза; хлопнуть в ладоши; присесть; коснуться правой рукой левого плеча; поднять руки вверх; сделать 3 шага вперед и 1 шаг назад; спрятаться за занавеской; дотронуться до красного предмета и т.п. Главное правило - выполнять команды нужно с задержкой: например, после счета вслух или про себя до 3-х, до 5-ти; после двух приседаний; после оборота вокруг себя на 360 градусов и т.п.

Можно модифицировать игру и задавать "роботу" простые вопросы, на которые он должен ответить с задержкой.

Например:

  • Ты любишь мороженое?
  • На какой сигнал светофора можно ехать?
  • Бананы красные?
  • Какого цвета лимон?
  • Резиновый мячик тонет в воде?
  • Летом идет снег?

Для усложнения игры увеличивайте время ожидания реакции.

Вежливое слово.

В этой игре ребенку также предлагается выполнять простые команды, но только в том случае, если взрослый добавил вежливое слово: "пожалуйста". Команды с другими формулировками следует игнорировать.

Например:

  • Подпрыгни, пожалуйста. ✅
  • Хлопни в ладоши. ⛔
  • Дотронься до кровати. ⛔
  • Пожалуйста, сделай 3 шага назад. ✅
  • Повернись ко мне спиной.

В качестве усложнения можно добавить слова-ловушки: "please", "прошу", "выполни это", "вперед" и т.п.

Черепашьи гонки.

Упражнение отлично подходит работы с группой. Взрослый предлагает детям выполнить простое задание: например, собрать все кубики в корзинку; выложить дорожку из блоков; убрать карандаши в пенал и т.п. Но победителем будет тот, кто сделает это ПОСЛЕДНИМ, то есть окажется самым медленным.

Индивидуальный вариант работы предполагает выполнение задания не раньше, чем за минуту. В качестве ориентира можно использовать таймер или песочные часы.

Или взрослый с ребенком могут устроить черепашьи гонки: победит тот, кто ПОСЛЕДНИМ дойдет из комнаты до кухни.

-2

Перемотка.

Данная игра кроме прочего помогает развивать оперативную память и программирование. Задача ребенка - запомнить цепочку команд, но воспроизвести ее в обратном порядке.

  • Взрослый: "Прыгни, хлопни в ладоши, подними руки вверх".
  • Ребенок: поднимает руки, хлопает, прыгает.

Аналогичным образом можно предложить ребенку запоминать и называть по памяти цепочку слов:

  • Взрослый: "Кактус, жаворонок, чехол".
  • Ребенок: "Чехол, жаворонок, кактус".

В качестве усложнения (для школьников) можно называть порядок слов или действий.

  • Взрослый: "Диван, цунами, кошка. 2 - 1 - 3".
  • Ребенок: "Цунами, диван, кошка".
  • Взрослый: "Присядь, прыгни, топни. 3 - 1 - 2".
  • Ребенок: топает, присаживается, прыгает.
-3

Спящий страж.

Предложите ребенку выполнить потенциально шумное действие. Например, достать кубики из целлофанового пакета; сложить камушки в кастрюлю или монеты в металлическую копилку; переложить маракасы или другие музыкальные инструменты из одной коробки в другую и т.п. Сложность игры в том, что в процессе ребенок не должен издавать звуки.

Скажите дошкольнику, что ему нужно пройти этот квест, не разбудив спящего стража - то есть вас. Так у игры появится сюжет.

Если упражнения понравились и хотите пополнить копилку для занятий новыми идеями, не забудьте поставить 🧡