Найти в Дзене
Экран Души

«Каждый вечер в одиннадцать» (1969) Самсона Самсонова по сценарию Эдварда Радзинского по мотивам рассказа Анара «Я, ты, он и телефон»

Кода погас последний свет в окне, Когда слышны шаги часов Ищу тебя, ищу на радиоволне надежд и снов. Пустой эфир молчит, но до утра Ловлю я в нём обрывки слов Всю ночь, всю ночь идёт печальная Игра надежд и снов Мой ночной связной, на твою волну Я настроюсь до утра, Мой ночной связной, я тебя так жду Между завтра и вчера. А ночь летит, летит, как облака И нет нигде таких весов, Чтоб взвесить звук. Он тих, Он соткан из клубка надежд и снов. Мой ночной связной, на твою волну Я настроюсь до утра, Мой ночной связной, я тебя так жду Между завтра и вчера. Валерий Сюткин.   Фильм начинается с нежной музыки к песне «Говори со мной» в исполнении вокально-инструментального оркестра «ВИО-66» (музыка Эдуарда Артемьева, стихи Михаила Матусовского). Сейчас говорят «атмосферный», а тогда говорили «лёгкий фильм», от которого «легко на душе», как от воскресного звона церковных колоколов. Искренность, непосредственность – это общая черта искусства 60-х. Ночной Собеседник (Михаил Ножкин) каждый вечер с

Кода погас последний свет в окне,

Когда слышны шаги часов

Ищу тебя,

ищу на радиоволне надежд и снов.

Пустой эфир молчит, но до утра

Ловлю я в нём обрывки слов

Всю ночь, всю ночь идёт печальная

Игра надежд и снов

Мой ночной связной, на твою волну

Я настроюсь до утра,

Мой ночной связной, я тебя так жду

Между завтра и вчера.

А ночь летит, летит, как облака

И нет нигде таких весов,

Чтоб взвесить звук. Он тих,

Он соткан из клубка надежд и снов.

Мой ночной связной, на твою волну

Я настроюсь до утра,

Мой ночной связной, я тебя так жду

Между завтра и вчера.

Валерий Сюткин.

 

Фильм начинается с нежной музыки к песне «Говори со мной» в исполнении вокально-инструментального оркестра «ВИО-66» (музыка Эдуарда Артемьева, стихи Михаила Матусовского). Сейчас говорят «атмосферный», а тогда говорили «лёгкий фильм», от которого «легко на душе», как от воскресного звона церковных колоколов. Искренность, непосредственность – это общая черта искусства 60-х.

Ночной Собеседник (Михаил Ножкин) каждый вечер спрашивал ЕЁ (Маргариту Володину): «Как вы прожили день?» … бесконечный день в раю романтических снов её юности.

Можно сказать, фильм о том, что кто-то становится именно таким, каким или какой его или её представляет любимый человек.

Вечерний приморский город, добрые улыбки молодёжной компании, розыгрыш в «телефонную лотерею» и – начало рассказа. ОН услышал ЕЁ, и она в ответ. Обычный телефонный разговор наугад не может иметь продолжения, скажете вы. Но мойры, дочери Ночи, прядущие, измеряющие и разрезающие нити Судьбы, решили по-другому. Неизвестность и Неизбежность – стороны одной монеты, даже когда это таксофонные две копейки. 

Гудки ожидания – это вся наша жизнь. Мы – это композиция Надежды на лучшее и «наш компас земной» всегда показывает в сторону счастья. А человек без надежды слышит гудки «занято». И только звёзды завершают свой круг без него.

«Фишка» рассказа в том, что анонимный звонок даёт возможность скромному и робкому с женщинами молодому учёному Славе Николаеву (актёр Михаил Ножкин) говорить, КАК он ХОЧЕТ с абсолютно незнакомой женщиной на другом конце линии связи. Николаев – сомнолог, исследователь парадоксальных снов, которые в философии древних ничем не отличаются от реальности, и наоборот. Исследователь глубин сознания изобрёл для себя сон наяву, как драматург предлагает своим героям всё новые и новые обстоятельства.

Слово «наивный» имеет множество оттенков, «по-детски доверчивый» - один из них. В трансактном анализе Эрика Берна субличности должны «узнавать» друг друга. «Внутренний ребёнок», как маленький Принц, ждёт доверительной беседы, а не разъясняющих объяснений, призывов или заботливых наставлений. Доверие вырастает в понимание, а понимание - в близость.

Любая музыка состоит из семи нот и тишины. Тишина, создающая ритм слов, пластику жестов, игру интонаций – это удивительный динамический фон фильма. Примерно то же чувствуешь в фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина» и незабываемой музыке Франсиса Ле, которая была в нём одним из действующих лиц. Ритм – это правда, это НОРМА, это СТИЛЬ, это определение идеальной пропорции, красоты человеческих чувств и отношений.

Хрупкость, ранимость и одновременно строгость изящной героини Маргариты Володиной Люды отражается во всём – в улыбке, тщательно подобранном наряде, интонации, словах, взгляде. Герой Ножкина Станислав лёгок, открыт и обаятелен. Он немного «переборщил» когда «ревновал» к себе самому, начав встречаться с Людой, но сохранив анонимность ночного собеседника.

В фильме много хорошей театральности, сценического праздника, доброй иллюзии, внутреннего света.

В конце фильма от драматической паузы момента рождается симфония художественной выразительности, восхождение на вершину времени, на границу слияния двух кружащихся в вальсе галактик. 

 

Говори до поздней ночи,

Говори со мной,

Как погаснут все фонари.

Говори, о чем захочешь,

В тишине ночной

Говори со мной, говори...

В холода и зной,

В рассвет и тьму

Говори со мной,

Я все пойму.

Повтори сегодня снова

Этот путь вдвоем

В городке твоем до зари.

Подари мне эту песню,

Свет в твоем окне

Подари ты мне, подари.

И простор морской,

И лес в снегу,

Я подарок твой

Сберечь смогу.

(песня-талисман из фильма)