Найти в Дзене
autoracingworld

Французский мототерминатор 70-х

Оглавление

Когда слышишь “мотоцикл 70-х”, сразу представляешь себе что-то классическое, со спицованными колесами, барабанными тормозами, круглой фарой и хромированными деталями, верно? Забудьте об этом! Сегодня мы поговорим об ELF-X — настоящем пришельце из будущего, экспериментальном гоночном прототипе разработанном Андрэ де Кортанзе, ломавшем все стереотипы.

Имя Андре де Кортанзе неразрывно связано с историей Alpine и Renault: под его руководством гоночное подразделение создавало шедевры. Например, Renault Alpine A442 — спортпрототип, одержавший триумфальную победу в 24-часовой изнурительной гонке в Ле-Мане 1978 года. Позже его расчеты легли в основу первого турбированного болида для Формулы-1, навсегда изменившего облик королевских гонок.

Однако мотоциклы привлекали внимание де Кортанзе не меньше, чем гоночные автомобили. Для них Андрэ переосмысливал аэродинамические решения и экзотические материалы, применяемые в Формуле-1. В общем, стремился перенести технологии, рожденные в лабораториях Renault, в мир двухколесных демонов. Но эти идеи долгое время оставались абстракцией, рискуя остаться нереализованными… Помогла случайность. Во время испытаний болида Формулы-1, де Кортанзе обсудил свои наработки с Франсуа Гитером, возглавлявшим маркетинговый отдел компании Elf. Предложенные концепции заинтересовали Гитера, и он утвердил бюджет на разработку прототипа.

ELF-X. © Pinterest
ELF-X. © Pinterest

Основной целью проекта стало повышение технических характеристик мотоцикла для многочасовых гонок. В числе приоритетных задач значилось снижение центра тяжести, модернизация подвески для минимизации кренов при торможении и ускорении, а также уменьшение общей массы за счет использования двигателя в качестве элемента несущей конструкции — метода, распространенного в Формуле-1. Дополнительно де Кортанзе сосредоточился на достижении равномерного распределения веса (50/50), оптимизации аэродинамических свойств и внедрении системы быстрой замены колес во время пит-стопов. Каждый из этих элементов был направлен на повышение надежности и эффективности мотоцикла в условиях экстремальных нагрузок.

Конструктивные особенности ELF-X

Андре де Кортанзе заменил традиционную переднюю вилку на подвеску с двумя параллельными рычагами. Задняя часть была оснащена односторонним маятником, который фиксировал колесо консольным методом. Наиболее значимым изменением стало отсутствие стандартной рамы: основную несущую функцию взял на себя двигатель. Компоновка претерпела не менее революционные изменения: топливный бак переместили из классической зоны перед сиденьем гонщика под мотор. Это решение позволило снизить общую массу конструкции и опустить центр тяжести. Из-за отсутствия свободного пространства выхлопные трубы расположили в верхней части, где обычно размещается бензобак.

Испытания ELF-X оснащенного двухтактным мотором Yamaha провели в 1978 году на трассе Ногаро. Пилотом выступил французский гонщик Мишель Ружери, вице-чемпион мира в категории 250 см³. Тесты выявили любопытные особенности управления: мотоцикл демонстрировал сложности при входе в повороты, но сохранял стабильность траектории, в том числе во время торможения. Благодаря уникальной конструкции гонщики могли замедляться даже на крутых виражах! Кроме того, ELF-X предоставлял расширенные возможности настройки подвески. Помимо стандартной регулировки жесткости, инженеры могли оперативно изменять угол наклона рулевой колонки, положение опорных элементов, высоту дорожного просвета спереди и сзади, а также корректировать баланс массы.

Препятствия и сотрудничество с Honda

Двухтактный двигатель Yamaha оказался непригодным для использования в качестве несущего элемента шасси. Кроме того, Андре де Кортанзе не имел возможности полностью посвящать время проекту из-за других обязательств. Перспективы разработки оставались неясными. Ну тут неожиданно интерес к инновационному проекту проявила компания Honda. На Парижском автосалоне 1978 года, концепт ELF-X привлек внимание 78-летнего Соичиро Хонды, основателя компании, который высоко оценил его конструкцию.

В 1979 году Honda организовала серию испытательных заездов с участием собственного тест пилота. Результаты подтвердили высокий потенциал творения Андре де Кортанзе! Революционная конструкция вызвала интерес не только у руководства, но и у инженеров компании. Это стало основанием для начала совместной работы.

ELF-E и его создатель Андрэ де Кортанзе. © Pinterest
ELF-E и его создатель Андрэ де Кортанзе. © Pinterest

В рамках сотрудничества Honda предоставила де Кортанзе 1000-кубовый двигатель RSC, разработанный для гонок на выносливость и соответствующий требованиям сезона 1980 года. На основе полученного опыта Андре приступил к созданию новой концепции, интегрируя решения, опробованные в проекте Elf-X.

Полная версия этой статьи доступна на сайте Autoracingworld.