Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Как выбраться из тупика, в который попал проект ЛМС-901 "Байкал"

В 2024 году во время лётных испытаний выяснилось, что разработка регионального самолёта ЛМС-901 «Байкал» сталкивается с проблемами устойчивости и управляемости. Это привело к приостановке испытаний. Чтобы улучшить самолёт, Минпромторг объявил конкурс на вторую часть опытно-конструкторских работ. Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) стал победителем и возьмёт на себя доработку самолёта под новый двигатель ВК-800СМ, который заменит устаревший Ан-2.

Работы над «Байкалом» были остановлены из-за увеличения требуемой для взлёта длины взлётно-посадочной полосы (ВПП). Эту информацию сообщил заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев, который также отметил, что проект самолёта «Байкал» приостановлен и завершёние его зашло в тупик. Он удивился, почему не была правильно рассчитана подъёмная сила крыла, определяющая длину полосы для взлёта. Вначале говорили о 600 метрах, но потребовалось уже 1200.

В начале 2020 года цена на производство самолёта ЛМС-901 «Байкал» была зафиксирована на уровне 120 миллионов рублей в техническом задании от Минпромторга. К 2023 году стоимость выросла до 280 миллионов, а к 2024 году достигла 455 миллионов.

После переговоров между УЗГА и ведомством было достигнуто соглашение о цене в 280 миллионов рублей. Однако даже эта сумма вызвала возмущение у лизинговых компаний, особенно у региональных авиаперевозчиков, работающих в отдалённых районах Крайнего Севера и сибирской тайги.

Юрий Трутнев считает, что нужно вернуться к ремоторизации Ан-2. Самолёт ТВС-2МС с двигателем Honeywell ТРЕ-331-12 уже успешно используется для коммерческих перевозок и обладает более экономичным расходом топлива по сравнению с Ан-2.

Но ситуация осложняется зависимостью от иностранных комплектующих и отсутствием сертификации для самолёта, что ставит под вопрос его будущее. Кроме того, проект ЛМС-901 «Байкал» столкнулся с проблемой неготовности двигателя ВК-800СМ, разработку которого УЗГА ведёт с 2016 года. Стендовые испытания завершились к 2023 году, но лётные испытания не проводились, поэтому говорить о сроках сертификации двигателя пока рано. Из-за отсутствия силовой установки проект теряет свою актуальность.

Российский Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина разрабатывает опытный образец Ан-2 с новым двигателем ТВД-10Б для возможной модернизации. Первые результаты работы планируется получить к лету текущего года. Это может стать решением проблемы отсутствия подходящего самолёта для российских межрегиональных перевозок.

"Аннушка" на ремоторизации в Новосибирске
"Аннушка" на ремоторизации в Новосибирске

Самолёт Ан-2 морально и физически устарел, его поддержание в лётном состоянии становится затратным: расход топлива достигает 220 литров в час, а стоимость часа полёта превышает 14 тысяч рублей. Поэтому ремоторизация Ан-2 — необходимый шаг, который может снизить затраты на эксплуатацию путём перехода на турбовинтовые двигатели. Однако это потребует времени и финансовых ресурсов.

УЗГА совместно с Белоруссией работает над созданием турбовинтовых самолётов ЛМС-192 «Освей» и ТВРС-44 «Ладога» по контракту с Минпромторгом. Потенциально оба проекта могут столкнуться с проблемами, аналогичными тем, что возникли с ЛМС-901, из-за нарушения сроков и несоответствия техническим требованиям.

Юрий Трутнев выразил недовольство идеей о прекращении разработки нового регионального самолёта и обещает дополнительно посоветоваться с инженерами о продолжении работ над ЛМС-901.

"После разговора с несколькими специалистами, которые считают, что такой шаг возможен, я приму решение заняться непривычной для меня сферой деятельности. Они утверждают, что это возможно. Однако я настаиваю на разработке нового самолёта вместо использования устаревших моделей. Для этого нужно выяснить, кто уже работал в этом направлении, и привлечь их к ответственности" - заявил Юрий Трутнев.

В Минпромторге сразу поспешили сообщить, что доработки лёгкого самолёта «Байкал» оказались эффективными. Опытно-конструкторские работы будут продолжены. Лётчики-испытатели высказали замечания по результатам испытаний.

Специалисты ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» отметили, что лётные испытания показали устойчивость и управляемость самолёта на большинстве режимов полёта. Минпромторг указал, что некоторые особенности поведения самолёта при взлёте и посадке устраняются путём доработки конструкции шасси, хвостового оперения и продольной проводки управления.