Найти в Дзене
Наталия К. - Книги:

Джудит Фландерс "Всему свое место. Необыкновенная история алфавитного порядка"

Оглавление

Автор проявила излишнюю скромность в заголовке - редкий случай😏, и уже по объему книги видно, что одним алфавитным порядком здесь дело не ограничивается. Это масштабное исследование об истории систем организации, хранения и представления данных, в частности - истории грамотности и книг как носителей информации.

Хотя письменность была придумана для того, чтобы хранить данные, очень скоро люди столкнулись с тем, что в сохраненном не так-то просто найти нужное.

Свитки хорошо подходили для непрерывного чтения, но они существенно затрудняли поиск отдельных сведений. При чтении свитка его приходилось разворачивать до непрочитанной части, сворачивая уже прочитанные разделы. Поэтому к 1 в. н.э. свитки стали заменять на кодексы, представлявшие собой поначалу деревянные таблички, переплетенные с помощью кожаных завязок, а затем - сплетенные вместе листы пергамента.

Вопрос классификации и стоял как перед правоведами и счетоводами, так и перед библиотекарями: чем больше книг хранится у тебя на полках, тем совершеннее должна быть система поиска. Помните библиотеку бенедиктинского аббатства из романа Умберто Эко "Имя розы", где мог
найти нужную книгу только человек, знающий ее секрет?

Но и внутри самой книги, - если это не баллада о рыцаре и даме, а справочная литература, - надо как-то ориентироваться. Сегодня алфавитный порядок кажется настолько естественным, что кажется, будто он ровесник самого алфавита. И если не по алфавиту, то как?🤷

Да как угодно: по времени, месту. Или вот - по иерархии

В старинных словарях сначала рассказывалось о боге, затем об ангелах, ...о монархах, о подданных, ...о мужчинах, о женщинах, ...о своем государстве, о заморских странах. Так - сверху вниз - строилась картина мира.

В 1584 году составитель первой французской библиографии в посвящении, адресованном королю, извинялся за использование алфавитного порядка и признавал, что его выбор искажает иерархию, позволяя менее значимым людям появляться в списке перед более значимыми.

Это конец XVI века, автору приходится извиняться за дерзкую инновацию: представить данные, как писал критик, "огромной бессвязной смесью, расположенной случайным образом - по начальным буквам"😀 Мы не знаем, когда алфавитная организация стала общепринятой: многие более ранние "сочинения, имеющие теперь алфавитную организацию, известны нам лишь в позднейших списках, и текст их вполне мог быть переустроен..." Кстати, имеется в виду алфавитный порядок личных имен, потому что у многих не было фамилий или фамилией служило место рождения: Диодор Сицилийский, Кристина Пизанская.

Что за книги были в ту эпоху?

Переводы античных классиков, сочинения отцов церкви, философские труды, художественная литература разных жанров. А еще уйма всяких справочников: конкордансы, флорилегии, компендиумы, дистинкции...

В одной дистинкции, например, разбирались библейские метафоры и символы, связанные со словом "лошадь". ...Петр Ломбардский утверждал, что "Сентенции" были составлены в помощь проповедникам, чтобы тем "не приходилось пролистывать множество томов".

По сути - шпаргалки, облегчающие работу мастерам слова. А еще были топосы, они также назывались "сборник общих мест"😄 Сейчас звучит как ругательство, но это был инструмент образования, где читатель выступал соавтором:

В водной части запиши темы повседневных разговоров: разум, тело, занятия, игры, одежда, жилища, еда; в другой идиомы или формулы речи; в третьей - изречения; в четвертой - пословицы; в пятой - сложные отрывки из авторов; в шестой - то, что кажется достойным твоему учителю или тебе самому.

Мне это живо напомнило так называемые топики. Не те, которые на бретельках😛 Так назывались темы по иностранному языку в советское и постсоветское время: "Моя семья"... "Спорт"... "Путешествия".

Интересно, что традиция записывать в книге что-то от себя родилась очень давно и прожила довольно долго:

Даже в эпоху печатной книги, в XVII веке, владелец поэтического сборника дописывал на пустых листах, наряду с текстами стихотворений, счета по домашнему хозяйству, рецепты от припадков и способы надушить камзол.

А уж комментарии на полях по ходу прочитанного... В советское время нас учили беречь книги и не портить их, а вот заметки известных людей прошлого на полях очень ценились.

Еще несколько любопытных фактов и наблюдений

  • авторам ретро-детективов на заметку😄 Было время, когда документы вовсе не требовались в качестве доказательств в суде:
Вплоть до <1300 годов> свидетель мог по закону поклясться в событиях, которые произошли в любое время в предыдущие сто лет, в то время как все, случившееся до этого, выходило за рамки компетенции судов. Обычной формой доказательства служила клятва, что свидетель помнит, что то-то и то-то было совершено отцом человека, который заверил его, что он, с свою очередь помнит, что совершил или о чем сказал ему отец.
  • даже с изобретением печатного станка, книги далеко не сразу стали выглядеть так, как мы привыкли, например, долго не было абзацев и нумерации страниц;
  • "на протяжении большей части истории умение читать и умение писать были двумя самостоятельными компетенциями". Также различалось умение читать "по печатному" и "по письменному" ...тут мне прямо детство вспомнилось🤗
  • документы часто не датировались, потому что "год был понятием условным - многие люди, если не большинство, попросту не знали, какой шел год";
  • что могло сподвигнуть власти привести в порядок бумаги и системы учета? Революция (Французская), когда были конфискованы дворянские библиотеки и на государство обрушилась лавина новых данных. Или вот соображения геополитики:
В 1291 году английский король Эдуард I претендовал на власть над Шотландией. Чтобы подтвердить свои притязания, он приказал обыскать летописи и реестры в монастырях по всей стране, а также архивы Верховного суда в поисках каких-либо исторических свидетельств. Эти поиски не увенчались успехом ...из-за отсутствия инструмента поиска. В течение следующих двадцати лет бумаги были приведены в порядок.
  • страны с неалфавитными системами письма вынуждены были приспосабливаться к реальности алфавитного порядка и клавиатуры и создавать обходные пути. Пиньинь передает китайскую письменность на латинице (система Палладия - на кириллице).
-2

Алфавитный порядок казался вечным, пока его не стала вытеснять всеобщая компьютеризация. Мне так и не удалось научить сына пользоваться классическим толстым словарем: зачем напрягаться, если поиск по базе данных позволяет за считанные секунды найти что угодно🤷