Скажу сразу - случилась трагедия. Вопрос как это произошло. Выскажу свою версию. А ещё, вдруг найдётся тот, кто-то знает подробности.
Как нас туда занесло
Пятнадцатого августа 2012-го года мы поехали "за Большие Горы" за грибами. Пересекли речку Новзему вот по этому живописному мостику, сейчас он скорее всего находится в непроезжем состоянии, а тогда был вполне хороший.
Дальше мы поехали по хорошей лесовозной дороге на гору Хунню по пути у нас присмотрено несколько грибных мест, но на этот раз с грибами "повезло" - их не было, ну как не было, на сковородке пожарить мы конечно что-то нашли, но не больше.
Возвращаться обратно той же дорогой не интересно, а ещё появилось время на микрогеографические открытия. По лесовозным дорогам мы двинули в сторону Орусъярви.
Орусъярви 2012-й год 15-е августа
Просто фотографии. Если кто-то будет или бывал там позже - можно сравнить что изменилось. Из достопримечательностей в Орусъярви была только деревянная церковь.
Судя по остаткам дымохода - церковь отапливалась. Кстати, интересно посмотреть конструкцию кирпичной трубы - это "сэндвич" по сути.
Из Орусъярви есть короткая дорога, которая выходит на трассу, по которой можно быстро вернуться в Ильинский, но - это опять не интересно.
А не поехать ли нам в Колатсельгу?!
Лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал.
Если взять Яндекс-навигатор и проложить маршрут из Орусъярви в Колатсельгу, то выглядеть он будет вот так:
Колатсельга примечательна тем, что недалеко от неё находится "Чугунный завод". В то время это были живописные руины, заросшие мелкими деревьями - сейчас расчистили и вход туда платный.
А ещё, вот эти два альтернативных маршрута, которые выдал навигатор - образуют один кольцевой маршрут, который можно проехать одним днём из Посёлка Ильинский. Я его называю "Карелия до тошноты", впрочем, гостей в УАЗике не укачивает.
Вот не помню, был ли у нас тогда навигатор, но бумажная карта точно была. На бумажной карте была обозначена какая-то дорога, ведущая в Колатсельгу. Выглядела она примерно так:
Нужную дорогу я нашёл со второй попытки - первый раз поехали не по той дороге. Заехали в какой-то мрачный лес, но нашли там белый гриб, развернулись и поехали искать правильную дорогу снова.
Проблема была в том, что правильная дорога проходила через поле, и поскольку по ней не ездили, заросла травой. Погуляв по траве я всё же разглядел колею и признаки дороги. Переехали поле - упёрлись в опушку леса. Стало понятно, что дорога есть! Что характерно, на ней не было практически никаких засад.
Вот пара фоток с той дороги:
Надо заметить, что в Олонецком районе такие ландшафты не встречаются.
По нехоженой дороге мы ехали недолго, она нас вывела на делянку, а дальше мы ехали "по шерсти" - так я называю направление, совпадающее с направлением вывозки леса. При езде "по шерсти" не возникает проблем с ориентированием, а вот если "против шерсти" - можно приехать в тупиковую делянку, дорога в которую будет выглядеть как "главная".
Река Тулемайоки
По карте было видно, что через реку есть мост, а по следам было видно, что мост в проезжем состоянии. Наконец-то доехали до моста. Время было уже почти девять вечера, в свойствах этих фотографий обозначено 20:56
Ниже по течению был виден старый мост, естественно, я пошёл его осмотреть.
Так что же случилось здесь 15 мая 1981-го года
Дойти до старого моста было не трудно.
Сфоткал Лену - она со мной не пошла. Сфотографировал зарастающую дорогу.
Спустился к воде и сфотографировал останки моста в лучах вечернего солнца.
Ещё я увидел на камне какую-то табличку. Естественно, мне стало интересно что это.
Почему мне стало жутковато и почему я поспешил убраться с этого места
На камне была прикреплена вот эта мемориальная пластина:
Судакова Татьяна Игоревна 5.03.1951 - 15.05.1981
Пантелеева Вера Михайловна 13.01.1960 - 15.05.1981
Ленинград
Я пытался в интернете найти что-нибудь про это печальное событие, но 1981-й год - слишком далёк от интернета. Может быть, в какой-нибудь местной газете об этом что-то есть, а может и нет. Что произошло - понятно, вопрос как и почему. Недавно повторил поиски.
Моя версия
Автор вот этой статьи упоминает эту табличку и выдвигает вот такую версию:
На берегу реки Тулемайоки возле старого разрушенного моста на камне табличка. В этом месте 15 мая 1981 года погибли две женщины. Как это произошло, можно только догадываться. Возможно, произошла автокатастрофа, автомобиль упал с моста.
Версия с автомобилем только потому, что рядом мост и дорога. Подозреваю, что всё было не так, а я частично "реконструировал" последний путь этих женщин.
Так вот, сделав фотки старого моста, я отправился смотреть, а что это там за табличка. На фотографиях видно, что я стоял на берегу у воды. Я не помню, чтобы по пути к табличке, я сильно забирался вверх!
Дойдя до таблички и прочитав её я стал осматриваться по сторонам, и обнаружил, что стою я на вершине крутой почти отвесной скалы высотой метров шесть, на зелёной лужайке, которая имеет уклон в сторону обрыва!
Когда лезешь куда-то на высоту, то и ведёшь себя соответственно. А тут пришёл на полном расслабоне! Я даже не сделал фотографий этого обрыва! Трава, растущая на карельском граните на нём просто лежит - корни в гранит не прорастают. Никаких древесных корней в этом месте не было. Без травм свалиться вниз с этой скалы невозможно - внизу речные камни.
Причём с берега этой скалы как-то и не видно было!
У меня по спине пробежал холодок, и я поспешил осторожно убраться.
Моя версия
Эти две женщины были водными туристками. Возможно, обходили бурный участок берегом. Водные туристы так поступают - пассажиры идут пешком, а байдарку по опасному месту проводит опытный гребец. (объясняет почему погибли именно женщины) Пятнадцатого мая река, очевидно, была гораздо полноводнее. Если шли рядом, то и упали скорее всего вместе. Трава сверху сухая, а внизу мокрая и скользкая. Судя по сводке погоды в Петрозаводске - воздух в тот день прогревался до +14-ти градусов, значит было солнечно. Сорвать слой дёрна и проскользить на нём очень просто. Возможно, это и произошло, но, это только догадки.
Вывод простой - безобидное на вид место может оказаться коварным и опасным.
Сегодня година. Вечная память.