Найти в Дзене
Нефритовый Фрик

Дуэль А.С. Пушкина, о которой мало кто слышал. "Кого любить, кому же верить?"

Оглавление

О том, что А.С. Пушкин был авантюристом, провокатором, забиякой и бретёром знает каждый пятиклассник, ну может быть просто через другую терминологию. И никто не сомневается в том, что он блестяще владел "и Пером, и Шпагой". Но вот о том, что "золотое и острое перо российской поэзии" не раз выступало третейским судьёй в примиренческих целях, знают не многие. Я и сам узнал это не так давно.

Не раз упоминал о том, что зачитываюсь биографиями гениев, что оставили неизгладимый, яркий, подчас метеорных след в истории человечества. И любопытно, ведь именно в житейских ситуациях познаётся истинный характер, а значит и суть той или иной талантливой личности. И полезно, потому как всегда есть что взять себе на острый карандаш и чему поучиться.

Вот и вчера, пока трясся в маршрутке, прочитал одну прелюбопытнейшую историю из жизни Александра Сергеевича Пушкина. История настолько меня поразила, что дал себе слово непременно ею поделиться. Да и вообще решил для себя, что пока Дзен жив, буду почаще добавлять сюда подобные сюжеты, потому как обожаю всем этим делиться со своими юными мыслителями.

К тому же ведь не зря у меня на Фрике есть даже специальная "подборка автора", куда я собираю самые любопытные факты из жизни уникальных личностей. Обожаю её перелистывать, готовясь к своим занятиям:

Факты из жизни великих людей | Нефритовый Фрик | Дзен

✅ Как А.С. Пушкин двух приятелей-дуэлянтов помирил

Случилась эта история в 1829 году. Ровно 196 лет назад Александр Пушкин отправился на Кавказ, где в самом разгаре бесилась русско-турецкая война. Что такое боевые офицеры мы знаем — это ребята горячие, эгоистичные, резкие, словом, взрывоопасные. Ну а когда к Отваге добавляется ещё и Слабоумие, то это и вовсе история грустная.

Поэт очень лихо, в силу своего характера, был принят в офицерскую когорту, столь же лихо, как и четырьмя годами ранее — в декабристскую. И одно время сдружился с двумя офицерами, которые прекрасно ладили с Пушкиным, но вот меж собою постоянно вздорили.

И вот как-то после очередной баталии, разумеется расслабившись после ядерного количества кавказских вин, между упомянутыми выше господами Папковым и Караяни завязался очередной конфликт. Слово за слово, и не успел Александр Сергеевич понять в чём дело, как его товарищи потянулись за пистолетами. Запахло жареным, точнее дуэлью.

Оба офицера попросили Пушкина выступить в роли секунданта. В том, что у Пушкина был богатый опыт не в плане секундирования, а в плане личных дуэлей говорить не приходится.

Как-никак, 29 или 30 раз либо сам поэт, либо его недруги бросали перчатку. Достоверно известно, что Пушкин этот дерзкий акт проделывал 15 раз.

Кстати, к чести поэта будет сказано, что далеко не все вызовы имели пушечное продолжение. Случалось и так, что обе стороны, поняв, что погорячились, и конфликт яйца выеденного не стоил, пожимали руки в знак примирения.

И ещё один любопытный факт. Пушкин проявлял всегда большее не столько благородство (поскольку его Эго было безгранично), сколько мужество. Суть его сводилось к тому, что даже когда по результатам жеребьёвки он первым должен был жать курок, он этого не делал. Не сложно догадаться, что он даже не ранил ни одного дуэльного визави.

Почему он так поступал? Лично я полагаю из чувства величайшего самоуважения. Он не скрывал собственной гениальности. И не хотел марать собственное имя ни Трусостью, ни Кровью. Официально же он следовал собственному принципу, который донёс до своих читателей устами Моцарта: "Такие вещи, как Гений и Злодейство — несовместимы!"

Более того, он не просто уступал право первого выстрела своему противнику, но и вовсе производил выстрел в воздух, показывая тем самым и снисходительность к оппоненту, и презрение к смерти. Такое ощущение, что поэту нравилась играть со Смертью. Он обожал её провоцировать. Впрочем, в "русской рулетке" замечен кажется не был.

...Ну так вот, поскольку Пушкину эти парни были одинаково симпатичны, а конфликт был столь глуп, то он тут же стал убеждать юных бретёров отказаться от мальчишеской затеи. Но не тут-то было.

Крайне непросто было поэту выбрать сторону, которую он должен был секундировать. А потому он решил провести жеребьёвку. По условиям "пушкинской игры" он становился секундантом одного из соперников, а второго назначал сам. По результатам жеребьёвки Пушкин должен был держать сторону Папкова, Караяни же он избрал в секунданты — князя Мазатова.

После столь креативной процедуры Караяни отправился отсыпаться в свою офицерскую опочивальню, ну а Папкова, на правах секунданта, он попросил отправиться ночевать к одному из офицеров.

Сама же А.С. Пушкин, а мы знаем, что он был ещё тем заговорщиком, собрал всю дружную команду офицеров и огласил им свой план действий. Уж не знаю, так ли это было на самом деле, может быть это было случайным совпадением, но офицеров собралось ровно 12 человек. Прямо "Тайная вечеря", только Бог был незрим, хоть и точно был где-то рядом.

Цель плана заключалась в том, чтобы не допустить смерти ни одного из боевых товарищей. Пушкин позднее признавался, что очень сильно переживал, потому как чувствовал, что его товарищи были ну очень крепко настроены на дуэль, и непременно со смертельным исходом. Конечно же "утро вечера мудренее", но шансы на взаимное примирение были мизерны.

...Забрезжил рассвет, выглянуло весёлое солнышко, роса питала зелёную травку... Вскоре в берёзовую рощу, к месту, где должны были стреляться задиристые офицеры, подъехали Караяни с князем Мазатовым, а вслед за ними и Папков в сопровождении Пушкина.

После того, как были выполнены все процедуры, к удивлению Караяни Пушкин не стал призывать недругов к примирению. Надо сказать, Папкова во время пути в берёзовую рощу, поэт тоже не уговаривал одуматься. ...И вот Пушкин обращается к дуэлянтам, да так громко:

— Господа офицеры. Так как сторона, "поднявшая перчатку", а это был Караяни, предложила стреляться одновременно, чтобы не судьба решала вашу участь, то прошу ВНИМАТЕЛЬНО слушать мою команду. Выстрелы производятся как только я произнесу цифру "ТРИ". Вы готовы?

...Обе стороны подтвердили готовность и направили друг на друга свои пистолеты. Ну а секундант Папкова Александр Пушкин начал вести отсчёт:

— Раз, д....

И в это время совершенно неожиданно из рощи раздалась громкая музыка военного оркестра. И тут же между дуэлянтами появились два офицера, причём в руках каждого было сразу по две бутылки шампанского.

А ещё через мгновение рядом с офицерами очутился Пушкин и лихо, но главное испуганно-театрально выступил с пламенной речью:

— Господа, одумайтесь! Вы же понимаете, что тот крохотный инцидентик, что между вами случился не стоит даже царапины на теле любого из вас. Но ладно вы, возможно вам совершенно не жаль собственных жизней и морального здоровья ваших близких: матерей, жён и детей, которых ждут вашего возвращения.

Но вы же понимаете, что если сейчас произойдёт убийство, то все мы, ваши друзья и соучастники убийства, по законам военного времени, будем тут же сосланы в Сибирь. Вы погубите всех: и себя, и нас! Одумайтесь, господа. Умоляю вас, богом прошу и заклинаю счастьем ваших семей! Помиритесь, прямо здесь и сейчас! С меня самый что ни на есть царский стол!

...Первым опустил пистолет Папков, вторым ошалевший от всего случившегося и услышанного — Караяни. Ну а когда Папков подошёл к своему оппоненту и протянул руку со словами:

— Караяни, прости дурака, я был не прав, оскорбив тебя. Бес и кавказское вино перекрыли мне разум. Ну врежь мне, если тебе от этого станет легче. Пушкин прав, не стоит моя глупость даже царапины, не то что жизни одно из нас и ссылки, а то и каторги для наших боевых товарищей.

От этих слов сердце Караяни чуть оттаяло, он искренне протянул руку Папкову, и как только это случилось, тут же со всех сторон набежали счастливые офицеры и начали обнимать, да целовать (уж так было принято на Руси) и дуэлянтов, да и Пушкина конечно же. Так ведь было за что!

Не сложно догадаться, что в этом-то и состоял Пушкинский креативный план примирения. Примерно за час до приезда бретёров их друзья, с группой военных оркестрантов десантировались в рощу и заняли свои боевые позиции.

Задача их заключалась в том, чтобы после первой же цифры, что должен был зычно отсчитать Пушкин, ударить в барабаны и заиграть медные трубы. Другое дело, что мне подумалось, что как раз риски были очень велики. Ведь нежданно-негаданная музыка могла запустить инстинкты любого из стрелявшихся офицеров. Благо, что этого не случилось.

🔔...Ну да в жизни не бывает сослагательных наклонений. А потому, с удовольствием процитируем А.С. Пушкина, на которого я вчера явно намекнул: "Ай да Пушкин! Ай да с@кин сын!" Кстати, откуда появилась эта фраза я вам уже рассказывал, а потому не вижу смысла сорить словами:

✅ А.С. Пушкин о том единственном, кого любить, кому же должно верить...

...А так как я просто не имею ни права, ни привычки отпускать вас, обожаемые дамы и уважаемые господа, только с любопытной информацией, потому как цель моя заключается в том, чтобы и себе, и вам подарить что-то полезное, то и в этот раз я буду верен своей традиции.

🔥 И поскольку история, которой я поделился с вами, не столько о чести, сколько о чрезмерном самолюбии, то решил я вам напомнить строки Александра Сергеевича, дающие ответ на вопрос: Кто самый важный человек в жизни каждого из нас и кого, прежде всего мы должны любить?

-3

Вот на такой эгоистично-самолюбивой ноте я с удовольствием завершаю сегодняшнюю публикацию. Ну и сегодня только единственный вопрос:

  • 📌 Согласны ли вы с Пушкинским советом? И какие из творений этого замечательного пиита остались буквально выбиты, словно на мраморной плите, в вашей памяти?

🔔 P.S. Буду рад, если хоть одним глазком заглянете и в другие публикации, в которых в той или иной степени упоминается имя этой гениальной личности: