Найти в Дзене
Галина Дарсаева

Почему Пушкина не спас его талисман

Кто из нас не помнит эти строки великого поэта ещё из школьной программы:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Большие чаяния возлагал Александр Сергеевич на восьмиугольный сердолик, который венчал золотое старинное кольцо. А в глубине сего благородного камня просматривались какие-то затейливые символы, похожие на гроздья винограда, и надпись какая-то загадочная на боку... Одним словом, на вид очень мистический артефакт. Как не поверить.

Тем более данное кольцо великому поэту подарила дама его сердца, а именно несравненная графиня Елизавета Воронцова. Но, увы и ах, прекрасная дама была замужем, и несчастным влюблённым пришлось расстаться. И на прощание Елизавета Воронцова подарила поэту это кольцо. Причём как символично, у графини было ещё одно такое же парное кольцо. В день расставания они поклялись писать друг другу письма, запечатывая их этими парными кольцами. И письма с данной печатью от графини Воронцовой приходили до самой его смерти. Романтическая история, не правда ли? Странно только одно: зачем поэт ещё и наделил подарок от любимой какими-то дополнительными сакральными функциями? Быть может, потому что она сама уверила его в особых магических свойствах данного сердолика. И как не поверить любимой?

А любимую, уважаемую графиню Воронцову, ввел в данное заблуждение торгаш и проходимец, извините, по-другому не скажешь, некий Сима Бабович. Дело в том, что супруг графини занимал высокий пост, ни много ни мало, а губернатора Новороссии. И, конечно, его благосклонностью спешили заручиться многие. И приходили к нему с не пустыми руками. Среди которых был и купец Сима Бабович, который вручил графине эти два кольца, заручив наивную женщину в особый мистический смысл своих подарков. Дескать, это не просто кольца, а самые настоящие амулеты, которые были изготовлены ещё в глубокой древности особыми искусными караимскими ювелирами. Действительно, кольца изготовили караимские ювелиры, неплохие мастера своего дела, но никакие они не особые. И уж точно не из глубокой древности. И кольца не были носителями особого смысла, хотя смысл был. Но он вас не обрадует. Дело в том, что у караимов существовал обычай вручать близким умершего человека памятные украшения с его именем. И да, это был тот самый случай, о чём и гласит надпись на этих кольцах: «Симха, сын честного господина Иосифа старца, да будет благословенна его память». По сути, и графиня, и великий русский поэт Пушкин носили поминальные кольца в память некоего Симхи, чьи родственники, по всей видимости, разорились или были ограблены, раз семейные реликвии оказались в руках не самого чистоплотного купца. И, конечно, уберечь эти кольца от чего-либо двух влюбленных не могли никак.

И что самое обидное, Пушкин так верил в данный сердолик, что перед тем самым дуэлем решил не разбавлять или не оскорблять недоверием защитные свойства своего амулета. Что снял изготовленное специально для него его другом Павлом Нащокиным кольцо с бирюзой, которое как раз служило оберегом от внезапной смерти. И чем все закончилось, вы и сами знаете.

Короче, не стоит верить на слова лизоблюдам – торгашам. И на всякий случай держитесь подальше от старинных украшений с похожими надписями. Уберечь они уж точно ни от чего не могут, а навлечь? Кто его знает…

Авторский коллаж
Авторский коллаж