У органа в лейпцигской церкви Святого Фомы, когда пальцы Баха скользили по черно-белым клавишам, он создавал не только прекрасные мелодии, но и зашифровывал в них изощрённые числовые коды. Этот мастер эпохи барокко скрывал строгую красоту математики между нот, и самым поразительным примером стал зашифрованный в «Искусстве фуги» код его возраста. Когда Бах завершил этот шедевр контрапункта, ему было 64 года. Исследователи заметили, что главная тема произведения состоит ровно из 64 нот. Это не случайность, а тщательно продуманная музыкальная подпись. Ещё удивительнее то, что в двоичной системе 64 соответствует числовому значению его фамилии (B=2, A=1, C=3, H=8; 2+1+3+8=14, а 1+4=5). Подобные числовые игры в эпоху барокко называли «нумерологическим символизмом» — негласной традицией композиторов. В рукописи «Мессы си минор» Бах довёл это искусство до совершенства. Когда хор исполняет раздел «Credo» («Верую»), партитура останавливается на 17-й странице — число, соответствующее в иврите сло