Что тяжелее — 50 слонов или «Лунь»? Ответ — ниже. Фото и текст «Промышленный турист».
В солнечном Дагестане, на берегу Каспийского моря, лежит странная и фантастическая машина — экраноплан «Лунь». Его корпус напоминает гибрид самолёта, корабля и морского монстра. Он давно стал местной достопримечательностью. Но мало кто задумывается, насколько эта штука большая и мощная.
Для того чтобы рассказать и сравнить размеры «Луня» с понятными величинами, я отправился в Дагестан — туда, где ждал меня этот монстр.
Он огромен. Он производит колоссальное впечатление — и размером, и внешним видом. Расскажу в более понятных величинах.
Длина «Луня» — 73,8 метра. Если бы обычный человек шёл прогулочным шагом вдоль его корпуса — примерно 1,4 метра в секунду — то на это ушло бы чуть больше 50 секунд. Почти минута — просто чтобы пройти вдоль одной машины.
Размах крыла — 44 метра. Это меньше, чем ширина футбольного поля, но всё равно внушительно. Примерно как два длинных троллейбуса, поставленных друг за другом. Или как ширина двора между панельными домами.
Высота — чуть больше 19 метров. Это действительно как пятиэтажка с чердаком или водонапорной башней. Стоя рядом, чувствуешь себя маленьким, как у подножия корабля.
Пустой экраноплан весит 243 тонны. Как если бы на пляже выстроились 40–50 взрослых африканских слонов.
А если по технике — примерно 150 «Жигулей» первой модели (ВАЗ-2101), полностью заправленных и с водителями. Представьте колонну из 150 «копеек», выехавших на песок — и всё это весит, как один-единственный экраноплан, вытащенный на берег Каспия.
Максимальная взлётная масса — 380 тонн. Больше, чем у «Руслана» (Ан-124), и почти вдвое тяжелее Ту-160 — того самого «Белого лебедя». Ту-160 уходит в небо, а «Лунь» мчался в пяти метрах над водой.
В движение «Лунь» приводили восемь турбореактивных двигателей НК-87. Каждый из них выдавал по 13 000 кгс тяги. Суммарно — 104 000 кгс.
Это сопоставимо с тягой четырёх советских тепловозов 2ТЭ10М. Один такой локомотив тянет грузовой состав из 70 вагонов массой около 6 000 тонн. А здесь вся эта сила использовалась, чтобы буквально вырвать машину из воды и понести её над волнами на скорости до 500 км/ч.
Друзья! Нравится контент — поддержите автора! Рубль-другой — и вы помогаете делать качественные и душевные материалы дальше. Кнопка «Поддержать» — внизу. Спасибо большое! 🙌
На спине «Луня» размещались шесть пусковых установок ракетного комплекса «Москит». Каждая ракета — П-270, почти 10 метров длиной и весом около 4 тонн.
Как междугородний автобус, только несётся на скорости до 3 400 км/ч, на высоте пары метров над водой. Боеголовка — 320 килограммов, хватало, чтобы разорвать эсминец пополам. Обнаружить такую цель почти невозможно: летит низко, быстро и с минимальным временем на реакцию. Один залп мог обнулить корабельную группу за пару минут.
Внутри «Луня» — никакой роскоши.
Снаружи — почти 74 метра длины и 380 тонн взлётной массы. А внутри — около 250 кубометров обитаемого пространства. Это примерно как четыре–пять однокомнатных квартир, если бы в каждой вместо дивана стояли генераторы, пульты, провода и металлические люки.
Экипаж — всего 10 человек. Командир, штурман, бортинженеры, операторы — каждый на своём месте, без дублёров и лишних рук. Условия — утилитарные: узкие проходы, жёсткие кресла, серый металл на всех стенах. Воздух гудит от вибрации турбин, за стенкой — топливо, под полом — провода, над головой — ракеты.
Это не кабина пилотов, а скорее бункер в движении. Внутри — не летишь, а работаешь. Каждая секунда — расчёт, каждая кнопка — команда. И всё это в стальном чреве, которое на высоте пяти метров от воды несётся со скоростью 500 км/ч.
Запас хода — около 2 000 км. Этого хватало, чтобы пересечь Каспий, всадить шесть «Москитов» в вражеский флот — и спокойно уйти обратно. Именно для таких молниеносных и дерзких атак и был создан этот аппарат.
Сегодня «Лунь» больше не летает. Он лежит, обветривается и греется на солнце, будто вытащенное на берег стальное животное. Но даже в этом положении продолжает впечатлять.
Масштабом, дерзостью и странной логикой инженерной эпохи, в которой подобные идеи не только рождались — их ещё и строили.
Друзья! Нравится контент — поддержите автора! Рубль-другой — и вы помогаете делать качественные и душевные материалы дальше. Кнопка «Поддержать» — внизу. Спасибо большое! 🙌