Найти в Дзене

Отважные железнодорожницы военных лет

Оглавление

На фото: Елена Чухнюк
На фото: Елена Чухнюк

За годы Великой Отечественной войны доля женщин среди железнодорожников увеличилась больше чем вдвое, в 1944-м она составила 45% — почти половину.

Заменяя ушедших на фронт мужчин, женщины осваивали их непростые профессии и справлялись с ними ничуть не хуже. Они работали осмотрщиками вагонов, составителями поездов, кочегарами, машинистами…

Во главе локомотива

Впрочем, женщины и раньше решались на такое. Первая женщина-машинист Зинаида Троицкая работала со своей женской бригадой и до войны. К её началу Троицкая уже несколько лет возглавляла Московскую окружную дорогу, которая осенью 1941-го стала прифронтовой, по ней постоянно шли поезда с бойцами, боеприпасами, по ней же эвакуировали людей и заводы. Троицкая, несмотря на беременность, приезжала на дорогу с проверками, а порой — и снова водила поезда.

Зинаида Троицкая
Зинаида Троицкая

Ещё одна женщина-машинист, Елена Чухнюк, в первые военные годы водила составы с боеприпасами на фронт, а позже сумела в три раза увеличить скорость доставки угля по железной дороге.

И таких примеров было много: женщины-машинисты работали по несколько суток подряд, водили тяжеловесные поезда на высоких скоростях, доставляли тысячи составов к линии фронта.

Елена Чухнюк
Елена Чухнюк

Смелые стрелочницы

Рисковали жизнью ради приближения победы не только женщины-машинисты. Работать под бомбёжками без возможности спрятаться приходилось и стрелочницам.

Например, на Кировской магистрали трудилась Анна Жаркова. Она круглосуточно переводила 11 стрелок, даже во время обстрелов. Однажды обе ноги Анны ранило осколками, но даже тогда она осталась на своём важном посту.

Анна Жаркова
Анна Жаркова

Живые светофоры

А на Дороге Победы, построенной после прорыва ленинградской блокады, трудились "живые светофоры". Так называли девушек, которые в любую погоду стояли вдоль дороги и вручную подавали сигналы машинистам с помощью закреплённых на жердях стрелочных фонарей.

Благодаря им получалось пускать поезда с интервалом в 5–10 минут даже при отсутствии автоблокировки. Работа была не просто физически тяжёлой. Враг постоянно обстреливал дорогу, а "живые светофоры" одновременно были и живыми мишенями…