В 1989 году летчик-испытатель Виктор Пугачев на французском авиасалоне в Ле-Бурже на истребителе Су-27 впервые показал европейской публике фигуру высшего пилотажа — «кобру», чем вызвал не только неподдельную реакцию у зрителей авиашоу, но и у всего мира. А саму фигуру высшего пилотажа так и назвали – «кобра Пугачева».
По воспоминаниям Виктора Пугачева, тогда ни журналисты, ни западные специалисты в авиации не ожидали от советского истребителя таких возможностей. Более того, на тот момент ни один истребитель в мире не мог выполнить «кобру».
По словам Пугачёва, французские специалисты восхитились новым советским истребителем даже раньше, после того как Су-27 только прилетел во Францию для демонстрации, совершив беспосадочный перелет без дозаправки.
Тогда французы не поверили, что советские истребители долетели из Москвы в Париж без промежуточных посадок, не говоря уже о таких фигурах высшего пилотажа, которые были показаны в Ле-Бурже.
По словам Пугачева, после приземления во Франции их встретили, поздоровались и спросили: «Сколько летели?».
«Три с половиной часа», - ответил Виктор Георгиевич.
Тогда последовал еще один наводящий вопрос: «И где же вы садились?». На что они ответили, что нигде не садились.
«Как это, не может такого быть? Истребитель от Москвы до Парижа долететь не может, тем более у вас нет подвесных баков», - удивились французы.
На что Пугачев ответил: «Ребята успокойтесь, мы прилетели без посадки, взлетели вот 3:30 назад».
Как позже вспоминал с улыбкой Пугачев, после этого они сразу замолчали и напряженно задумались. По его словам, до этого у западных стран даже не было представления, что в СССР могут быть такие истребители, пока они не увидели первые тренировочные полеты Су-27.
После этого авиашоу наши истребители на международных авиасалонах всегда приковывали внимание зрителей, а лётчиков встречали как суперзвёзд. И эта традиция до сих пор "передаётся из поколения в поколение", учитывая последний успех и неподдельное внимание зрителей к Сергею Богдану и истребителю 5-го поколения в китайском Чжухае.
Однако в случае с появлением истребителя Су-35С в наших войсках, не все было так радужно, как собственно и у компании "Сухой" и его авиазавода в Комсомольске-на-Амуре.
Первые упоминания и появление в нашей стране истребителя Су-35 началось в начале 1990-х годов. Тем не менее, как я сегодня выяснил, многие мои подписчики и гости канала не в курсе, что тогда под индексом «35» проходил модернизированный Су-27М, который предлагался исключительно на экспорт.
Этот самолет был создан на базе базовой версии Су-27 и был оснащен на тот момент самыми современными двигателями с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП, более мощным радаром и переднем горизонтальным оперением (ПГО). Именно эта версия принимала участие на международных выставках как Су-35.
Первый же полет серийной версии Су-35С, которая сегодня стоит на вооружении Минобороны РФ, состоялся намного позже – в 2008 году. Но следом грянул мировой экономический кризис.
В результате тогда на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина (КнААЗ) производить этот новый самолет, если и рассчитали, то теперь только как экспортный вариант. Однако все поменялось в один день, и на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре до сих пор помнят и не забывают этот важный переломный момент для предприятия.
Импульсом развития серийного производства Су-35С для военно-воздушных сил страны стал визит Владимира Владимировича Путина в 2009 году, занимавшего на тот момент должность премьер-министра РФ.
Тогда при посещении авиазавода Путиным, был подписан протокол на серийное производство истребителей, на основании которого был уже заключен контракт с Минобороны Росси на поставку 48 самолетов Су-35С для ВВС страны.
Это для предприятия естественно в то время дало очень большой импульс. В том числе и в части получения денежных средств. Однако в свою очередь КнААЗ хватило этих средств лишь на модернизацию оборудования и дооснащения предприятия, но с учетом дальнейших заказов от Минобороны по данной машине.
Тогда многие эксперты уже практически не сомневались, что КнААЗ в ближайшее время заявит о несостоятельности и примет решение и заявит о банкротстве.
Тем не менее, примерно в то же время, на фоне появившегося в строевых частях ВВС США истребителей F-22, разрабатывался и планировался запуск в серию Су-57 для Минобороны РФ.
Перед заводом и ОКБ Сухого стояла амбициозная задача, не только сделать совершенно новый самолет пятого поколения, но и запустить его серию, в связи с чем модернизация производства для завода была «жизненно необходима».
Тогда на заводе постоянно и круглосуточно работали бригады специалистов, причем понимая, что заводу банально порой нахватает средств для выплат рабочим.
Вначале 2015 года американцы, под угрозой санкций, фактически заблокировали на внешних рынках продукцию Комсомольского-на-Амуре авиационного завода.
Однако уже в ноябре 2015 года был подписан контракт на поставку 24 истребителей Су-35С в Китай. А следом и Минобороны России заказало у компании «Сухой» еще 50 новейших истребителей Су-35С на сумму более 60 млрд. рублей.
И сегодня многие сотрудники помнят, что только благодаря истребителям Су-35С, предприятию тогда удалось не только сохранит авиазавод, но и поднять его на новый уровень.