Найти в Дзене
От чтения к сочинению

Аргументы на тему связи человека и природы. Что почитать?

Оглавление

Природа во все времена вдохновляла писателей и поэтов, становясь не просто фоном для событий, а целым миром, способным влиять на судьбы героев, раскрывать их характеры и передавать глубокие философские идеи.

Чтение представленных мною произведений полезно, потому что они:

учат видеть красоту в обыденном (как в «Акварельных красках» Паустовского);

показывают, что природа может исцелять и вдохновлять («Разбуженный соловьями» Яковлева);

напоминают о милосердии и ответственности («Дед Мазай и зайцы» Некрасова, «Не стреляйте в белых лебедей» Васильева);

предостерегают от разрушительного высокомерия («Медный всадник» Пушкина, «Олеся» Куприна)

Поехали!🌾🌿

1. Природа как источник вдохновения и духовного пробуждения

Произведение: Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» (время чтения - 15 мин)
Кратко: В детском лагере отдыхает озорной мальчик Селюженок, которого сравнивают с сорокой за любовь к воровству мелких безделушек. Когда он крадёт последний зелёный пластилин из изостудии, директор решает отправить его домой. В последнюю ночь мальчик слышит волшебное пение соловья. Попытавшись спугнуть птицу, он вместо камня находит в кармане украденный пластилин и всю ночь лепит соловья. Утром он показывает свою работу педагогу, которая, поражённая талантом мальчика, уговаривает директора оставить его в лагере. Под влиянием этого случая Селюженок преображается: перестаёт воровать, с увлечением занимается лепкой и даже будит других ребят, чтобы поделиться волшебством соловьиного пения. Рассказ показывает, как красота природы может пробудить в человеке лучшее.

Аргумент: Эта история показывает, как природная красота пробуждает в человеке творческое начало. Автор подчёркивает: истинное искусство рождается из умения видеть и ценить прекрасное в окружающем мире. Познавая гармонию природы, человек открывает её и в себе – и тогда даже грубый пластилин в детских руках становится инструментом созидания.

Вывод: Красота природы способна пробудить в человеке не только творческий дар, но и нравственное перерождение.

2. Ответственность человека перед природой

-2

Произведение: Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» (время чтения - 9 часов)
Кратко: Роман рассказывает о жизни Егора Полушкина — простого, доброго и бескорыстного лесника, который искренне любит природу. Он сталкивается с равнодушием, жадностью и жестокостью окружающих, но продолжает защищать лес и животных. Кульминацией становится трагическая гибель Егора, пытавшегося спасти лебедей от браконьеров.

Аргумент: Главный герой, Егор Полушкин, жертвует собой, защищая лебедей от браконьеров. Его гибель — символ трагедии, когда доброта и любовь к природе сталкиваются с человеческой жестокостью.Полушкин олицетворяет гармонию с миром, тогда как другие персонажи (например, Фёдор Бурьянов) видят в природе лишь ресурс для наживы. Конфликт между ними показывает, что уничтожение природы ведёт к духовной деградации общества. Гибель лебедей — символ хрупкости красоты перед человеческой жестокостью.

Вывод: Васильев призывает беречь природу, показывая, что её защита — это вопрос не только экологии, но и нравственности.

3. Гармония человека и природы и разрушительная цивилизация

-3

Произведение: А.И. Куприн «Олеся» (время чтения - 3 часа)
Кратко: О любви молодого интеллигента Ивана Тимофеевича, заброшенного по службе в глухую деревню Полесья, и Олеси — девушки, выросшей в лесу у своей бабушки-ведьмы Мануйлихи. Олеся, чистая и свободная, близка к природе, обладает даром предвидения и целительства. Их чувства сталкиваются с предрассудками местных крестьян, которые видят в Олесе «колдунью». Несмотря на предостережения Олеси, Иван уговаривает её пойти в церковь, что приводит к трагедии: разъярённая толпа избивает девушку. В финале Олеся и Мануйлиха вынуждены бежать, оставив Ивана с чувством невосполнимой потери.

Аргумент: Олеся, выросшая в лесу, живёт в единстве с природой, обладает мудростью и чистой души. Она — дитя леса: её сила, чистота и дар предвидения — следствие единства с природой. Куприн показывает, что, отрывая человека от естественного мира (как в сцене с церковью), общество губит его душу. Гибель любви Олеси и Ивана — это трагедия несовместимости природы и цивилизации.

Вывод: Современный человек, отдаляясь от природы, теряет духовность, становясь жестоким и ограниченным.

4. Природа как испытание и сила, неподвластная человеку

-4

Произведение: А.С. Пушкин «Медный всадник» (время чтения - 1 час)
Кратко: О бедном чиновнике Евгении, который мечтает о простом счастье с любимой Парашей. Однако во время наводнения в Петербурге его невеста погибает, а сам он сходит с ума от горя. В отчаянии Евгений бросает вызов памятнику Петру I («Медному всаднику»), обвиняя императора в своих бедах — ведь именно Петр основал город на болотах, подверженных стихии. В ответ ему кажется, что всадник оживает и гонится за ним. Вскоре Евгений умирает.

Аргумент: Наводнение в Петербурге — стихия, против которой бессилен даже царь. Евгений, маленький человек, гибнет, пытаясь бороться с разбушевавшейся Невой.

Вывод: Природа напоминает человеку о его ничтожности перед её мощью, заставляя задуматься о тщетности бытия.

5. Природа как символ мудрости и вечности

-5

Произведение: Ю. Нагибин «Зимний дуб» (время чтения - 25 мин)
Кратко: 24-летняя учительница Анна Васильевна, уважаемая в селе Уваровка, строго относится к урокам. Когда пятиклассник Коля Савушкин (сын погибшего солдата из бедной семьи) опоздал и назвал «зимний дуб» существительным, она решила поговорить с его матерью. По дороге Коля повёл её через лес, где Анна Васильевна увидела зимнюю сказку: следы лося, величественный дуб, под корнями которого спали ёжик и лягушка. Она осознала, как мало знает о природе и жизни, а Коля чувствует её глубже. Учительница передумала жаловаться, разрешив мальчику ходить своей дорогой.

Аргумент: Нагибин противопоставляет формальное знание (уроки в школе) и живое, непосредственное восприятие природы:

  • Анна Васильевна сначала видит в дубе лишь объект для грамматического разбора, но потом открывает для себя его одушевлённую красоту.
  • Савушкин, проводящий время в лесу, оказывается мудрее учебников — он чувствует тайную жизнь природы, которую взрослые часто не замечают.

Вывод: Природа учит человека видеть прекрасное в обычном и понимать, что жизнь — это не только учебники и правила.

6. Милосердие и сострадание к живым существам

-6

Произведение: Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»(время чтения - 8 минут)
Кратко: В стихотворении рассказчик вспоминает, как во время охоты попал в грозу и укрылся в избе старого охотника Мазая. Тот рассказывает историю о спасении зайцев во время весеннего половодья. Видя, как зверьки тонут, Мазай подбирает их на своей лодке и отпускает на суше, лишь слегка ворча на их «глупость». В конце он призывает бережно относиться к природе, даже к тем, кого обычно считают добычей.

Аргумент: Некрасов показывает, что человек и природа должны жить в гармонии, а не в жестоком противостоянии:

  • Мазай, хоть и охотник, спасает зайцев, потому что сочувствует их беде.
  • Юмор и доброта деда подчеркивают: милосердие к «братьям меньшим» — признак истинной человечности.

Вывод: Стихотворение учит, что даже в суровых условиях (охота, стихия) можно и нужно оставаться добрым, защищая слабых.

7. Природа как отражение души человека

-7

Произведение: К.Г. Паустовский «Акварельные краски» (время чтения - 16 мин)
Кратко: Рассказ из цикла «Мещёрская сторона» повествует о художнике Берге, который долгое время не понимал красоты русской природы, предпочитая писать яркие, но бездушные пейзажи. Всё меняется, когда он попадает в Мещёрский край — скромный, но удивительно поэтичный уголок России. Под влиянием этих мест Берг начинает видеть истинную прелесть родной земли и создаёт свои лучшие акварели, наполненные искренним чувством.

Аргумент: Паустовский показывает, что настоящая красота открывается только тому, кто способен её почувствовать:

  • Берг сначала равнодушен к природе Средней полосы, потому что смотрит на неё поверхностно.
  • Мещёрский край, с его тишиной и скромными пейзажами, учит его видеть душу природы — и тогда даже «неяркие» краски становятся прекрасными.

Вывод: Творчество и восприятие мира неотделимы от природы — она вдохновляет и исцеляет.

Итог

Все эти произведения показывают, что природа — не просто «окружающая среда», а часть человеческой души.
✔ Она
учит (Яковлев, Нагибин).
Испытывает (Пушкин, Куприн).
Требует защиты (Васильев, Некрасов).
Вдохновляет (Паустовский, Нагибин).

Человек должен быть не хозяином природы, а её частью и защитником.

Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. Почему такое положение? А путают. С одной стороны вроде учат: природа – дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку.
Б.Л. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" (Егор Полушкин)