Найти в Дзене
Пиксель Пера/ПИСАТЕЛЬ

—Я слышал свои похороны за дверью—

— Чего ты тогда не зашёл? Почему просто убежал?

— Ты хочешь знать правду? Я стоял на лестничной клетке и слушал чужой голос в собственной квартире.

— Это были мои охи — потому что я давно тебя не люблю.

— В тот вечер я умер. Всё остальное — уже не жизнь, а дурная пьеса.

Если спросите, как рушатся судьбы — они трещат не от громкого зла, а от тонких трещин молчания, случайных вздохов и той самой секунды, которую больше не отыграть.

Их звали Нина и Артём. Ей — двадцать шесть, ему — сорок. Она ещё щебетала с подружками в соцсетях, училась на архитектора. Он — практичный, статный, инженер-тоннеле-проходчик: руки в мозолях, глаза с морщинками смеха, всегда возвращающийся с командировок с подарками и заветными “черносливами для Нины”.

Жили стандартную жизнь: N-этажка, двушка на окраине, четверг — кино, суббота — борщ. Друзья завидовали: мол, молодость и опыт — идеальный тандем.

Только внутри у этой семейной картинки были свои трещины:

— Ты работаешь всё время, — вздыхала Нина, ковыряя в окрошке.

— Я работаю для нас, — не уставал повторять Артём.

— А мне бы поддержки. Просто посидеть рядом.

Он не слышал. Верил: главное — забота, деньги, стабильность.

В тот июньский вечер он вернулся на сутки раньше. Командировку закрыли неожиданно быстро — тоннель сдали, премию начисляют, можно любимую растолкать ласково за полночь…

Подъезд, как всегда, вонял краской и кошкой. На лестнице — его нервная дрожь: ключ вставляется легко, а вот дверь — уже приоткрыта.

В коридоре тусклый свет и…

Охи. Не свои. Высокие, прерывающиеся, чужие. И рядом мужской сиплый баритон — не его.

Артём стал камнем. Сердце прыгало до горла, колени вязаные, но в квартиру войти не смог.

Он стоял в полуобмороке за дверью, ловил каждое “ах”. И в этот момент прошлые пять лет — обронили под ноги, как порванный чек от стиральной машины.

Он ушёл. Шёл всю ночь, не понимая, где спать. Пытался забыться под шорох пластиковых бутылок на автобусной остановке. Затем выключил телефон, ушёл из жизни — на столько, сколько мог позволить себе быть не собой.

Всю неделю Нина звонила:

— Артём! Где ты? Ты когда приедешь? У меня дедлайны, я не справляюсь одна…

Сотни смс и ни одной шанса для её оправданий.

Только через два месяца он вышел на связь.

— Где ты пропадал? — голос усталый, но всё ещё с верой в “вернёшься”.

— Я был дома. В своём доме. Только у меня больше нет ни дома, ни тебя, Нина.

— Почему ты молчишь?!

— Потому что однажды, войдя в свою квартиру, я услышал свои похороны.

— Артём…

— Ты же меня уже давно не любила.

— Да… я давно разлюбила.

— С кем был твой праздник?

— Неважно. Я подала на развод, так будет проще для нас обоих.

Он не ответил. Не на одно её письмо после.

Документы пришли почтой, как извещение о смерти знакомого.

После развода Артём пытался выжить. Звонил ей — раз в месяц, по пьянке:

— Вернись, Нина… Я всё прощу. Я всё забуду. Дочка, прости…

Она отвечала раз:

— Не надо. Я ушла навсегда. Живи своей жизнью.

Он не смог. Пил каждый вечер. Друзья отходили, соседи жалели.

— За что? Почему не я?

— Просто не судьба, Тёмочка, — шептал к пустой кружке.

Через год его не стало. Просто не проснулся — сердце остановилось.

Нина узнала последней.

Нина пришла на похороны с чужим мужчиной. Не плакала. Выдержала взгляд его матери и просто сказала:

— Мы оба были несчастны. Прости, Артём.

Родня шепталась: “Беда, не жизнь…”

Но для Нины это — точка выхода из своей не-своей жизни. Она не стала оправдываться.

Артём ушёл со своими “охами, которых не прощу”. Но, может быть, ушёл честно: не научился жить без любви — и не хотел. Жить “за двоих” не всякому под силу.

Нина переехала почти сразу. Старую квартиру сняла пожилая семейная пара. Вещи Артёма разошлись по коробкам: что-то — маме в глубинку, что-то — на мусорку.

Из его жизни осталась только карточка в телефоне: “Артём. Бывший”.

У неё пошёл новый круг: другая уйма спешки, работа, пару месяцев — звонки ночью («Нина, это ты…?»). Она не сбрасывала — просто молчала. Иногда слушала дыхание Артёма, пока он что-то бормотал про “борщ” и “забытые варежки”.

Потом звонки прекратились. Она даже не сразу поняла, что мир стал тише.

Кто скажет, когда и почему?

Нина пыталась быть честной. Ей казалось — достаточно сказать: “Я тебя не люблю”, и всё – оба станут свободнее. Но на самом деле за этим коротким “не люблю” стояли месяцы, может, даже годы мелких раздражений, нескончаемых несбывшихся надежд.

Он старался быть мужем в большом смысле слова: подарки, поездки, даже ремонт, ссоры по расписанию. Но Нина всегда чувствовала — это не её жизнь. Артём был ровнее, надёжнее и… дальше. Загородный дом, конструктор из семейных правил, сберечь семейное — любой ценой.

— Ты хороший, но не мой, — сказала она однажды в зеркало.

— С такой разницей в возрасте обычно либо счастье, либо одиночество вдвоём, — отвечал ей мысленно Артём.

Он не понял, когда потерял её окончательно. Решил, что ещё может вернуть, — не сумел простить этого.

Соседи в дворе долго вспоминали, каким работящим был Артём: “Мог бы жить, если бы не выпил себя…”

Некоторые винили Нину, кто-то жалел обоих, но никто не знал, что именно произошло за той самой дверью, в тот самый вечер.

Каждый раз, проходя мимо старого подъезда, Нина слышала в голове не свои ахи и вздохи — а тяжёлое дыхание Артёма где-то в толще стен. Время не возвращало облегчения, только тихое сожаление.

В памяти остался последний неотправленный смс:

“Прости меня, если сумеешь… Просто я хотела жить по-настоящему.”

***

Возможно, любовь всегда умирает шумно: ахами, слезами, хлопаньями дверей, или тихо, между строк, когда никто из двоих не находит нужных слов.

Нина потом вышла замуж, но научилась искать не мужчин, а себя. Артём остался её призраком.

— Лучше жить без вранья, даже если потом будет больно, — говорила она, глядя в окно весенней ночью.

А Артём ушёл, не научившись прощать. Его история стала предостережением другим:

Не теряйте себя, не разменивайте жизнь на долгие ожидания чужой любви — вернитесь вовремя домой к себе. Всё остальное — лишь эхом на лестничной клетке.