Найти в Дзене

Акира Куросава: мастерство, вдохновляющее поколения

Оглавление

Акира Куросава – имя, которое знают не только в Японии, но и далеко за её пределами. Этот режиссёр сыграл ключевую роль в истории кинематографа, оставив после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять кинематографистов по всему миру. Рассмотрим основные аспекты его творчества, влияние на мировое кино и особенности его самых значимых фильмов.

Ранние годы и вход в кино

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в районе Омори в Токио. Его отец Исаму (1864-1948 гг.)  был потомком бывшей самурайской семьи из префектуры Акита. Сообщается, что он мог проследить свою родословную вплоть до военачальника XI-го века Абэ-но Садато (1019-1062 гг.). Он работал директором средней школы Института физического воспитания армии, а его мать Сима (1870-1952 гг.) была родом из купеческой семьи, родом из Осаки. Акира был восьмым и самым младшим ребёнком семьи с достатком выше среднего, двое старших уже выросли, а один умер, поэтому Куросава рос с тремя сестрами и одним братом.

Акира Куросава (справа) и его брат, 1913 год
Акира Куросава (справа) и его брат, 1913 год

В автобиографии «Жабий жир», очень похожей на сценарий, Куросава вспоминает влияние своего отца на его личность и творчество в раннем возрасте. В дополнение к мотивации заниматься физическими упражнениями (Акира был капитаном школьного клуба кэндо), его отец Куросава Исаму был открыт западным традициям и поощрял детей смотреть кино, так как считал кинофильмы полезным инструментом для образования. В результате молодой Акира посмотрел свои первые фильмы в возрасте шести лет. Учитель начальной школы по фамилии Татикава, чья прогрессивная образовательная практика вызвала у его молодого ученика сначала любовь к рисованию, а затем интерес к образованию в целом, впоследствии помогла ему в кинематографе.

Семья Куросава: отец Куросава Исаму (справа в шляпе) и маленький Акира (под ним)
Семья Куросава: отец Куросава Исаму (справа в шляпе) и маленький Акира (под ним)

Помимо взрослых на развитие Куросавы повлияли и два его близких друга детства, которые, по его мнению, сыграли важную роль в его раннем развитии. Одним из них был одноклассник с начальной школы Уэкуса Кэйносукэ, который, как и Куросава, был чувствительным ребёнком.

«Товарищи по несчастью, плакса-Уэкуса и плакса-Куросава почувствовали родство душ, сблизились и стали всегда играть вместе. Постепенно я стал для Уэкусы тем, кем был для меня мой старший брат».

Дружба между ними длилась всю жизнь, и Уэкуса стал успешным драматургом и романистом, с которым Куросава снял в соавторстве два своих ранних фильма, а именно «Одно прекрасное воскресенье» (1947) и «Пьяный ангел» (1948). В автобиографии Куросава описывает молодые версии Уэкусы и самого себя как «плаксивых детей», а затем в шутку замечает, что это так и не изменилось:

Мы оба плаксы, не так ли? Только ты вырос «романтичным плаксой», а я – «гуманным плаксой».

В 1930 году 20-летний Акиру вызвали на военную службу, но благодаря понимающему армейскому врачу он был признан физически непригодным. Это окажет большое влияние на карьеру Куросавы десять лет спустя: благодаря решению врача Куросава не будет призван.

В 1935 году киностудия Photo Chemical Laboratories (PCL), которая позже станет ведущей японской студией Toho, объявила, что они ищут новых помощников режиссёров. Это было частью текущей стратегии компании по привлечению талантов, к студии присоединились такие режиссёры и актёры, как Ямамото Кадзиро, Нарусэ Микио и Окоти Дэндзиро.

Акира Куросава (слева) и Ямамото Кадзиро
Акира Куросава (слева) и Ямамото Кадзиро

Несмотря на то, что у Куросавы  не было особого интереса к киноиндустрии, он ответил на газетное объявление и представил необходимое эссе, в котором кандидатов просили обсудить фундаментальные недостатки японских фильмов и найти способы их преодоления. Куросава написал, что если недостатки фундаментальны, то нет никакого способа их исправить. Эссе было принято хорошо и Куросаву пригласили на последующие экзамены. Режиссёру Ямамото Кадзиро понравился Куросава, и он настоял на том, чтобы студия наняла его. В результате 25-летний Куросава присоединился к PCL в феврале 1936 года.

Куросава начал карьеру в кино как художник-постановщик, но вскоре перешёл к режиссуре, сняв свой первый полнометражный фильм «Гений дзюдо» (1943). После дебюта последовали фильмы «Самые красивые» (1944), «Гений дзюдо II» (1945), «Пьяный ангел» (1948) и другие.

Инновации и стиль

Куросава известен уникальным стилем режиссуры и монтажа, в котором он выстраивал собственное кинопространство. Одной из деталей такого пространства являются проработанные декорации, как, например, выстроенная специально для фильма «Семь самураев» старая деревня или водяное колесо, которое потом используется в более позднем фильме «Сны». Он часто использовал динамичный монтаж, необычные углы съёмки и мобильную ручную камеру, что было нехарактерно для японского кино 1950–1960-х. Его способность рассказывать истории, в которых переплетались личные и социальные драмы, сделала его фильмы универсально понятными и актуальными для зрителей со всего мира.

Особенно выделяется фильм «Расёмон», в котором Куросава применил новый способ повествования, перенесённый из литературного пространства в кинематографическое. История рассказывается сразу с нескольких точек зрения, повествователь сообщает заведомо недостоверную информацию, чтобы запутать зрителя. Данный приём стал называться «ненадёжный рассказчик»

Основные произведения

«Бездомный пёс» (1949)
«Бездомный пёс» (1949)

«Бездомный пёс» (1949)

Сюжет фильма заключается в том, что к детективу токийской полиции приставляют стажёра, оружие которого становится орудием убийства. Произведённый в послевоенный период оккупации фильм наполнен сценами, снятыми во всё ещё заметно восстанавливающихся районах центра Токио, он отражает беспорядки, трудности и моральную двусмысленность своего времени. «Бездомный пёс» основан на неопубликованном романе Куросавы, вдохновлённым полицейской фантастикой бельгийского писателя Жоржа Сименона. Можно провести параллели с пессимистическими, жёсткими детективными работами, сделанными примерно в тот же послевоенный период в Америке. Позже они будут сгруппированы под ярлыком фильмов нуар.

«Расёмон» (1950)
«Расёмон» (1950)

«Расёмон» (1950)

Этот фильм принёс Куросаве мировую славу, выиграв Гран-при на Венецианском кинофестивале. «Расёмон» исследует тему субъективности восприятия и неоднозначности правды через историю убийства, рассказанную с четырёх разных точек зрения. Объединив два коротких рассказа Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расёмон», сценарий Куросавы также сломал шаблон построения сюжета, представляя концепцию ненадёжного рассказчика в противоречивых историях об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Они переданы ключевыми подозреваемыми и свидетелями преступления, включая одно свидетельство, поданное самим убитым самураем с помощью медиума.

Несмотря на то, что до Куросавы приём пытались реализовать такие режиссёры, как Роберт Вине в «Кабинете доктора Калигари» (1920) и Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне» (1941), именно Акире Куросаве удалось удачно перенести на экран литературный троп. Мастерская атмосферная кинематография и обстановка периода Хэйан конца X века добавляют колорита действиям на экране.

«Жить» (1952)
«Жить» (1952)

«Жить» (1952)

Фильм является вольной экранизацией повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», перенесённой в современную Японию. Особенностью фильма является его двухчастная структура: в первой части показывается рефлексия героя после того, как он узнаёт, что у него рак желудка. Он размышляет о прожитой жизни и вскоре умирает. Во второй части коллеги героя по работе делятся воспоминаниями об усопшем, и из них мы узнаём о последних делах покойного.

Для создания сценария Куросава привлёк опытного сценариста Огуни Хидэо, который уже более десяти лет помогал Куросаве. После фильма «Жить» Куросава и Огуни совместно написали сценарии к одиннадцати другим фильмам режиссёра. Предварительное производство «Жить» началось в январе 1952 года, а съёмки длились с марта по сентябрь. Премьера состоялась 9 октября, собрав восторженные отзывы и большую кассу. Картина получила премию Kinema Junpo Award за лучший фильм, а также Mainichi Film Awards за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую звукозапись, в то время как на международном уровне она получила специальный приз на Берлинском кинофестивале и принесла главному актёру Симуре Такаси номинацию BAFTA. Фильм остаётся одним из самых обсуждаемых и всемирно известных у Куросавы, вместе со следующей работой режиссёра «Семь самураев».

«Семь самураев» (1954)
«Семь самураев» (1954)

«Семь самураев» (1954)

Фильм, ставший классикой мирового кинематографа, рассказывает о группе самураев, защищающих деревню от бандитов. На момент выхода в прокат «Семь самураев» оказался самым дорогим фильмом токийской киностудии Toho, с бюджетом в 125 млн иен (500 тыс. долларов по тогдашнему курсу).

Задолго до выхода фильм уже стал темой широкого обсуждения. После трёх месяцев предварительного производства было 148 дней съёмок, распределённых в течение года, что в четыре раза больше, чем в первоначальном бюджете, который в конечном итоге составил полмиллиона долларов. Toho закрывала производство по крайней мере дважды. Каждый раз Куросава спокойно рассуждал о том, что студия уже вложила значительные средства в производство, поэтому позволит ему завершить картину. Последняя сцена битвы фильма, первоначально запланированная на конец лета, была снята в феврале при очень холодной температуре. Позже исполнитель главной роли Мифунэ Тосиро вспоминал, что ему никогда в жизни не было так холодно.

Благодаря творческой свободе, предоставленной студией, Куросава использовал телеобъективы, которые были редкими в 1954 году, а также несколько камер, которые позволили действию заполнить экран и поместить аудиторию в пространство фильма. «Если бы я снял это традиционным методом, кадр за кадром, не было бы никакой гарантии, что любое действие может быть повторено точно так же дважды», – говорил Куросава. Его метод заключался в том, чтобы поместить одну камеру в статичное положение для съёмки, другую камеру для динамичных кадров и третью как «партизана», то есть в стороне от действия. Этот метод был создан для особо сложных съёмок, в которых Куросава использовал все три камеры.

Риски оказались оправданными, и зрители невероятно тепло приняли картину, собрав кассу в 268 млн иен. Это произведение оказало огромное влияние на жанр боевиков и приключенческих фильмов. В 1956 году «Семь самураев» были удостоены двух премий «Оскар»: за лучшую работу художника и костюмера.

-9

«Трон в крови» (1957)

Картина представляет собой адаптацию шекспировского «Макбета», перенесённую в средневековую Японию. Акира Куросава хотел снять этот фильм ещё в конце 1940-х, однако этому помешала экранизация «Макбета» Орсона Уэллса (1948), так как Куросава не хотел повторяться. Поэтому Куросава вернулся к затее только 10 лет спустя. Местом действия стала феодальная Японию эпохи Сэнгоку (XV–XVII век), во время которой сёгуны рода Асикага потеряли власть и страна погрузилась в войну кланов за главенство.

История сосредоточена вокруг генерала Васидзу, который служит владыке замка Паутины. Услышав пророчество о том, что он станет повелителем замка, Васидзу попадает в клубок событий, в результате которых он погибает. Фильм был снят на горе Фудзи и в её окрестностях. Некоторые сцены, включая события во дворе замка, были сняты в токийской студии, в то время как сцены в замке на полуострове Идзу. Особенно знаменита сцена смерти Васидзу: профессиональные лучники стреляли вокруг актёра настоящими стрелами, что резко контрастирует с искусственными спецэффектами, которые мы можем видеть в современном кино.

«Телохранитель» (1961) и «Отважный самурай» (1962)

«Телохранитель» рассказывает о самурае-ронине, изображённом Мифунэ Тосиро, который отправляется в город, управляемый двумя противоборствующими гангстерскими группами, и уничтожает их. В фильме Куросава играет со многими жанровыми условностями, одновременно предлагая более реалистичное и графически явное изображение насилия, чем большинство фильмов 1960-х осмелились делать. Съёмки начались 14 января 1961 года и завершились 16 апреля, всего за четыре дня до премьеры фильма. При бюджете в почти 91 млн иен сборы составили 351 млн иен, что показывает огромный успех в прокате. Ни один фильм Куросавы до этого не собирал столько денег.

После успеха «Телохранителя» Куросава оказался под давлением студии Toho, которая требовала создать продолжение работы. Куросава никогда раньше не интересовался сиквелами, поэтому теперь обратился к сценарию, который он написал до «Телохранителя», и переработал его, чтобы включить общего героя. «Отважный самурай», первоначально основанный на романе Ямамото Сюгоро и повествующий о похожем персонаже, сильно отличается от «Телохранителя».  Более лёгкий по тону, он в меньшей степени находится под влиянием исторических фильмов дзидайгэки и западных жанров и ближе к обычному фильму периода 1960-х, с его историей борьбы за власть в клане самураев, изображённой с комическим подтекстом. Съёмки начались 25 сентября, через пять месяцев после завершения производства «Телохранителя», и длились до 20 декабря – как и в прошлый раз, Куросава работал быстро. Постпродакшн занял всего одну неделю и фильм был представлен 1 января 1962 года. Сборы превзошли «Телохранителя», собрав рекордные 450 млн иен, и фильм получил столь же положительные отзывы от кинокритиков. Сегодня оба фильма считаются одними из лучших у Куросавы.

«Рай и ад» (1963)
«Рай и ад» (1963)

«Рай и Ад» (1963)

Как только производство «Отважного самурая» закончилось, Куросава сразу же переместил своё внимание на новую историю и написал сценарий вместе со своими постоянными соавторами Кикусимой Рюдзо, Огуни Хидэо и Хисаитой Эйдзиро.

Богатый руководитель Кинго Гондо, в исполнении Мифунэ Тосиро, пытается получить контроль над обувной компанией National Shoes. Коллеги хотят производить дешёвые и некачественные туфли с минимальными затратами ради огромной прибыли, но Гондо против этого. Он считает, что будущее компании будет обеспечено хорошо сделанной обувью с современным стилем, но его взгляды не разделяют руководители, так как это означает снижение прибыли. Гондо хочет выкупить акции, чтобы получить контроль над компанией, заложив все средства, что у него есть. В этот же вечер ему звонит некто неизвестный и сообщает, что похитил его сына Дзюна, требуя выкуп в 30 миллионов. Шокированный Гондо готов согласиться на условия, но обнаруживает, что его сын находится дома. Он понимает, что похититель по невнимательности украл не его сына, а Синъити, сына водителя Гондо.

Производство «Рая и ада» началось 20 июля 1962 года. Всё лето команда провела в кастингах и репетициях, съёмки начались 2 сентября и длились пять месяцев. Наконец, 20 января 1963 года производство было закончено. Фильм, выпущенный 1 марта 1963 года, побил третий раз личный рекорд Куросавы и стал самым кассовым японским фильмом года. При бюджете в 230 млн иен фильм собрал 460 200 000 иен. Фильм получил награду в категориях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» на Mainichi Film Awards, и хотя сегодня он менее известен, чем другие крупные фильмы Куросавы, он, тем не менее, считается одним из его лучших.

«Ран» (1985)
«Ран» (1985)

«Ран» (1985)

Куросава планировал вольную экранизацию пьесы Уильяма Шекспира «Король Лир» в декорациях эпохи Сэнгоку, где главным героем будет аристократ Хидэтора Итимондзи. Поскольку японские студии опасались идеи производства ещё одного фильма, который должен был стать одним из самых дорогих из когда-либо снятых в Японии, была необходима международная помощь. Она пришла из Европы в виде французского продюсера Сержа Зильбермана. Обширная предпроизводственная работа началась в конце 1982 года, но была остановлена в 1983 году из-за нехватки финансирования и других трудностей. Ожидая продолжения постановки «Рана», Куросава начал работать над документальным фильмом о театре Но, который так и не был закончен в связи продолжением съёмок в декабре 1983 года. Фильм находился в производстве больше года.

В январе 1985 года, ближе к предполагаемому концу производства, съёмки «Рана» были снова остановлены, так как 64-летняя жена Куросавы Ёко заболела, и режиссёр стал за ней ухаживать. Болезнь оказалась смертельной, и Ёко скончалась 1 февраля. Опечаленный Куросава вернулся на съёмочную площадку, чтобы закончить свой фильм. Съёмки отставали от графика на месяц, поэтому «Ран» был представлен на Токийском кинофестивале 31 мая вместо премьеры в Каннах. Фильм имел умеренный финансовый успех в Японии, но более крупный – за рубежом. Куросава отправился в путешествие в Европу и Америку, и посетил премьеры своего фильма в сентябре и октябре.

Завершение карьеры и наследие

Куросава продолжал работать до глубокой старости, снимая фильмы, которые вызывали интерес у зрителей и критиков. Его последний большой проект, «Сны Акиры Куросавы» (1993), стал своеобразным прощанием мастера с кинематографом.

Акира Куросава умер в 1998 году, оставив после себя не только фильмы, но огромное художественное наследие. Его работа продолжает вдохновлять режиссёров и кинематографистов, а его методы и приёмы изучают в киношколах по всему миру.

Фильмы Куросавы оказали значительное влияние на западные кинематографические традиции, особенно на американское кино. Его техника постановки в кадре боевых сцен и использование приёма замедленной съёмки были использованы многими голливудскими режиссёрами. Например, фильм «Семь самураев» (1954) был переосмыслен в американском вестерне «Великолепная семёрка» (1960).

Подход Куросавы к кино оказался близок и советскому кинематографу. Он повлиял, например, на творчество таких режиссёров, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Андрей Кончаловский и других. Известно, что в начале 1960-х Андрей Тарковский видел фильмы Акиры Куросавы, в том числе много раз смотрел «Семь самураев». Тем интереснее при анализе заметить, что в «Андрее Рублёве» Тарковского дождь напоминает таковой в «Расёмоне».

Акира Куросава не просто оставил след в истории кино; он изменил её ход, показав, что фильмы могут быть не только развлечением, но и искусством, способным затрагивать глубокие философские и социальные вопросы. Его фильмы — это не просто киноленты, это произведения искусства, которые наводят на размышления и остаются со зрителем на долгие годы.