Найти в Дзене

Как найти репетитора по математике

Оглавление

Как выбрать репетитора по математике (и не только по математике)

Давно хотел поговорить на эту тему. Когда смотрю на заявки учеников, не перестаю удивляться. Какие только требования не предъявляют к репетитору. По полу, по возрасту, чтобы был экспертом ЕГЭ, отличником боевой и политической подготовки. Шучу я.

Много лет учу детей и взрослых и пришёл к таким выводам.

От репетитора требуется чтобы он -

a)владел материалом

б) умел объяснять

в) чтобы ученику было с ним удобно.

Кажется, все требования банальны .

Почему же математику боятся и родители и ученики ?

На практике педагоги, которые удовлетворяют всем приведенным выше требованиям, встречаются редко. По поводу владения материалом. Я преподаю математику поэтому мне интересно, что происходит в нашей среде. Министерство образования несколько лет назад провело ЕГЭ для учителей математики. Сдала половина. И это совсем не удивительно. Я вначале закончил педагогический институт, в группе большинство студентов были парни и девушки, которые не пробились в другие вузы. Эти студенты были очень речистыми на семинарах по философии, а когда начиналась математика, они углублялись в собственные дела. Потом они получили диплом и пошли преподавать нелюбимый предмет. И прививать свою нелюбовь другим. И прививают ведь. Например, приходит ко мне десятиклассник, решаем пример, получился ответ 1.5. Он уверенно объявляет – одна пятая. И когда я объясняю, как дробь одна пятая отличается от десятичного числа 1.5, он смотрит с изумлением потому что «у нас учитель так говорит». С алгеброй хоть на худую тройку многие справляются, но геометрию не знают даже отличники. Ну, не любят в школе геометрию, хоть с нее вся математика есть пошла.

В ЕГЭ есть два последних задания, задача с параметром и числовая задача. Знаете, как в школе справились с этими заданиями? Сделали вид, что этих задач не существует. Хочешь делать восемнадцатую, девятнадцатую задачи? К репетитору!

Умение объяснять это вообще довольно редкий дар. Я часто вижу видео, где весёлый бородатый математик - с ученой степенью - разъясняет решение школьной задачи. Сыплет терминами, пытается шутить, а ученику не до шуток. Потому что он в потоке незнакомых слов потерял нить на второй минуте повествования и весь этот фонтан математического красноречия брызжет мимо. Не сосчитать людей, которым этот бородатый (не хочу выражаться нецензурно) внедрил глубокую уверенность, что математика это искусство для посвященных, где смертному нечего делать. Но и это не самый печальный случай. Хуже всего преподаватель Лектор. Лектор врывается в класс, подлетает к доске, поворачивается к ученикам задом и начинает писать и что-то бормотать. Он всё знает, он всё понимает, И он этим упивается. А что там с этими лузерами в классе, ему совершенно не интересно. Не понимаешь мой гениальный урок, К репетитору!

Мастерство учителя в том, чтобы результат совершенно естественно вытекал из обсуждения. Если ученик в конце задачи с выдохом говорит мне: гениально! - это мой провал. Решение не должно выскакивать как кролик из шляпы. Ученик должен взять его, как яблоко с дерева, за которым он долго ухаживал. Если этого нет, виноват учитель, не сумел подвести ученика. Раньше нам говорили – не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя. Да, есть в этом высказывании определенный экстремизм, но он гораздо симпатичнее, чем пофигизм, который расцвел в учительской среде.

О дистанте и хитрецах

В последнее время я часто вижу заявки, где написано - онлайн не предлагать. Выскажу своё мнение. Почему в народе сложилось мнение, что настоящая учеба в онлайне невозможна. Историческим получилось так, что в школу занятия по интернету ввели вынужденно из-за ковида. Ввели в спешке за одну ночь. Совершенно ничего для этого не подготовили. Занятия в интернете имеют свою специфику и нужно было сначала научить учителей вести уроки онлайн. Учителей в ледяную воду бросили без всякой подготовки. Большинство утонули. Да что учителей, даже компьютеров в школах не хватало, уж не говоря о таких изощрениях, как графические планшеты (без него уроки по интернету невозможны). Поэтому произошла профанация идеи. Пара слов о собственном опыте. Я в интернете преподаю около 15 лет. Работаю со всеми категориями от первого до одиннадцатого класса. Вывод такой. Если процесс правильно организован, результат совершенно не зависит от того, как учитель и ученик видят друг друга. Сидя за одним столом или через экран монитора. Родители часто боятся, что ученик будет обманывать - сделает вид, что слушает, а сам будет заниматься своими делишками. Приглашаю на свой урок. Мой главный принцип – учим математику, решая задачи. Теории необходимый минимум. И все задачи решаем вместе. Она/он в тетради, я на экране. Повторяю – каждую задачу, каждый пример. Идет непрерывный диалог. Действительно, бывают ребята, которые настолько привыкли обманывать всех вокруг, что они даже репетитора начинают обманывать. Но всё это вскрывается мгновенно, буквально один-два вопроса и хитрец разоблачен.

Как важно уметь документировать

Одна из проблем массового образования - ребят не учат документировать результаты. Некогда учителям смотреть, что за каракули у них там в тетрадках. Каждый раз, когда ко мне приходят ученик, я начинаю с того, что прошу купить две большие тетради А4 для алгебры и для геометрии. Я объясняю ученику, что это будет его база знаний, по которой он будет готовиться к экзамену. Так вот, почти всех, даже отличников, приходится учить конспективно записывать результаты. Не умеют это ребята, многие поначалу вообще отказываются это делать. Главный аргумент – я всё запомнил! Увы, ни один супермозг не может запомнить решение всех задач. А ещё я говорю - ребята, когда вы пишете, у вас одновременно работает и мозг и руки и вы запоминаете намного лучше, чем если только воспринимаете на слух.

А еще очень важно много работать самостоятельно

результат экзамена всегда зависит от двух человек - учителя и ученика. Когда мы обсуждаем нашу будущую работу, я предупреждаю - тебе придётся много работать. То, что мы решим на нашем занятии, это прекрасно, но это только начало. Тебе надо это закрепить, на каждую задачу, которую ты решаешь с репетитором , ты должен самостоятельно решить ещё две-три задачи. Был забавный эпизод. Я рассказываю это парню а он с мудрый ухмылкой говорит: - если я всё должен делать сам, зачем мне репетитор? Улыбнулись пожали руки и расстались. Если человек отказывается сам работать то всё это бесполезная трата сил, времени и средств. Американцы, практичные люди, вывели правило – на один час работы с учителем нужно четыре часа самостоятельной работы. Я не требую четырех часов. Но пара часов – это минимум.

Кто может осилить математику

Ко мне приходят разные ребята и должен сказать, людей, которые видят свое будущее в точных науках меньшинство. Чаще приходят люди, для которых математика только страшный экзамен. В этом трагедии нет. Ну действительно, у человека главное в жизни, допустим, музыка или архитектура, или профессиональный спорт, не все должны быть математиками, физиками, инженерами Но если человек по-настоящему берётся за работу, то нормальный здоровый ребёнок всегда добивается нормального результата (в моем понимании нормальный результат начинается от 70 баллов ЕГЭ, по ОГЭ пятерка). Я не случайно употребил слово здоровый. Несколько раз приводили, скажем так, особенных детей – дислектики, аутисты. Я пришёл к выводу что с ними должны заниматься специальные люди. Ну вот был у меня мальчик дислектик. Милый добрый человечек. Но как же ему было трудно. Он в середине урока головку положит на тетрадь и смотрит глазами загнанной лани. Мы с ним пашем, пашем весь урок, всё вспахали, засеяли забороновали, катком прикатали. Прихожу через три дня – пусто. Дикое поле. Ни одно семечко не взошло. И мы снова пахать, сеять, бороновать. Мама сидела каждый урок рядышком с вязанием. Всё видела сама. После экзаменов сказала со вздохом - конечно, ничего он не сдал, так перевели.

Перед тем, как взять ученика, я обязательно провожу пробный урок. Надо посмотреть уровень знаний. Бывают, ученик ставит нереальную цель, но нет у него способностей сдать математику на 100 баллов. Зачем же обманывать человека. И за этот урок можно понять, как сложится наши отношения, возникнет ли тот контакт, без которого вся работа впустую.

Два слова о мини-группах

Когда принимаете решение заниматься индивидуально или в группе, имейте в виду, в группе ваш ребенок уже занимается. Класс – это группа. Конечно, размер имеет значение и заниматься в классе, где двадцать семь человек и в мини-группе, где семь человек - большая разница. Но когда учитель с учеником один на один, то ни одна минигруппа, даже если в ней два человека, в сравнение не идет. Потому что одну и ту же задачу двум ученикам надо рассказать по разному. Один хорошо понимает графику, другому надо все расписать через формулы, третьему надо и то и другое. Ученик часто сам толком не понимает, что ему непонятно. А если их таких двое? Или один все понимает влет, а другой тугодум? Да, репетитору группы очень выгодны, поэтому всякие курсы подготовки, образовательные центры – названиям нет числа – расплодились, как поганки в теплом грунте. Репетиторство стало прибыльным бизнес-проектом. Но бизнес – это всегда про прибыль.

В последнее время к счастью практически исчезли объявления типа - подготовим на сто баллов за два месяца! Видимо, закончились доверчивые простофили. Но жулья в нашем деле много, и оно прибывает. Вот какая-то девушка обещает научить репетитора как набирать по тысяче учеников. То есть, она научит разводить людей. Такая Мавроди от просвещения. И боюсь, она найдет желающих.

Поэтому, от всей души желаю вам хороших репетиторов, умных, знающих, душевных. Их немало.