Найти в Дзене
DRAGONFLY

«Если отпущусь от корабля, меня унесет в синьку» – арктическая экспедиция глазами дайвера

В апреле группа исследователей, в числе которых наша землячка – экстремальный фотограф и дайвер, Елена Малафеева, – отправились в Арктику на поиски затонувшего в годы ВОВ сухогруза «Тбилиси». Участников экспедиции ожидали по-настоящему суровые условия, поэтому мы с удовольствием экипировали их в самые теплые вещи. О том, как прошла экспедиция с подледным погружением, рассказываем от первого лица. «В прошлом году в Енисейском заливе, расположенном в акватории Карского моря, было обнаружено место крушения сухогруза Тбилиси, который в сентябре 1943 года подорвался на немецкой мине. Во время экспедиции Тбилиси-1 идентифицировать корабль не удалось, поэтому в 2025 году Министерство Обороны и Российское географическое общество Красноярского края организовали экспедицию Тбилиси-2, в которой я приняла участие» – рассказывает Елена Малафеева. В составе поисковой группы был задействован 21 человек, включая пятерых дайверов из Норильска и Екатеринбурга. Экспедиция продолжалась десять дней, из кот

В апреле группа исследователей, в числе которых наша землячка – экстремальный фотограф и дайвер, Елена Малафеева, – отправились в Арктику на поиски затонувшего в годы ВОВ сухогруза «Тбилиси». Участников экспедиции ожидали по-настоящему суровые условия, поэтому мы с удовольствием экипировали их в самые теплые вещи. О том, как прошла экспедиция с подледным погружением, рассказываем от первого лица.

«В прошлом году в Енисейском заливе, расположенном в акватории Карского моря, было обнаружено место крушения сухогруза Тбилиси, который в сентябре 1943 года подорвался на немецкой мине. Во время экспедиции Тбилиси-1 идентифицировать корабль не удалось, поэтому в 2025 году Министерство Обороны и Российское географическое общество Красноярского края организовали экспедицию Тбилиси-2, в которой я приняла участие» – рассказывает Елена Малафеева.

В составе поисковой группы был задействован 21 человек, включая пятерых дайверов из Норильска и Екатеринбурга. Экспедиция продолжалась десять дней, из которых четыре заняли заброска и выброска по зимнику. Один день полностью ушел на выпиливание майны (проруби): толщина льда в Енисейском заливе была 1,3 метра.

-2

Участники экспедиции разбили два палаточных лагеря: основной жилой – на берегу Енисея и дополнительный дайверский – на льду рядом с майной. Расстояние между ними 38 километров, для погружений приходилось ежедневно преодолевать эту дистанцию на снегоходах и трэколах. При этом, температура воздуха колебалась от -10 до -20 градусов с ветром, а вода была просто ледяной: от 0 до -2 градусов. Елена занимается дайвингом семь лет, на ее счету более двухсот погружений, в том числе подледных, но даже для таких опытных аквалангистов условия оказались сложными:

-3

«Течение в Енисейском заливе сильное, для противодействия ему одних ласт было недостаточно, нам приходилось удерживаться за борта и другие части корабля руками. Палуба корабля располагалась на глубине 8 метров, а днище погрузилось в ил на глубине 13 метров. На уровне палубы мы столкнулись с галоклином — это явление, которое возникает в результате смешивания пресной воды (Енисея) и соленой воды (Карского моря). Находясь в галоклине, объекты воспринимаются размытыми и нечеткими, будто у человека с плохим зрением забрали очки. Кроме того, затрудняется коммуникация между дайверами и считывание информации с приборов жизнеобеспечения. Ниже галоклина обнаружилось изменение плавучести, когда соленая вода выталкивает дайвера вверх, что требует своевременного сброса воздуха из системы плавучести. Галоклин стал для нас полной неожиданностью. Мы двигались над палубой, осторожно фиксируясь руками за выступающие балки и искареженные куски металла. Я почти ползла на животе. Все мысли были о безопасности: если отпущусь от корабля, меня унесет в синьку. Если продолжу цепляться за ржавые железяки, могу порвать костюм и зацепиться. К счастью, мои опасения не оправдались – мы успешно добрались до левого борта, он оказался сохранен».

Снегоходный плащ Race Coat оказался удобным вариантом как для страхующего, так и для дайвера: после погружений его можно надеть поверх дайверской поддёвы.
Снегоходный плащ Race Coat оказался удобным вариантом как для страхующего, так и для дайвера: после погружений его можно надеть поверх дайверской поддёвы.

Несмотря на все сложности, участникам экспедиции удалось исследовать место вблизи носовой части парохода. Некоторые части корпуса и верхней палубы достаточно хорошо сохранились. А вот нос, где ожидалось обнаружить имя корабля «Тбилиси», и правый борт получили большие повреждения. Снесены почти все палубные надстройки. Вероятно, это следствие не только вражеской мины, но и ежегодного ледохода на Енисее. Поэтому дальнейшая идентификация судна будет проходить не по названию, а по размерам корабля, расположению технологических отверстий и люков, которые будут сопоставлены с архивными документами, полученными с завода-изготовителя в городе Фленсбург (Германия).

«Понимая значимость этого исследования для России и будучи мотивированными личным энтузиазмом, мы без колебаний примем участие в экспедиции Тбилиси-3, если она состоится» – резюмировала Елена. А мы с удовольствием будем следить и рассказывать о ходе этого важного и во всех смыслах экстремального исследования.

Суровые условия Арктики, благодаря экипировке DF, оказались комфортными: костюм Expedition Woman для температуры минус 20 с учетом ветра идеален!
Суровые условия Арктики, благодаря экипировке DF, оказались комфортными: костюм Expedition Woman для температуры минус 20 с учетом ветра идеален!